logo
Морально-этические нормы Израиля

5.2 Этика бизнеса

Иудаизм требует служения Всевышнему на всех путях, не исключая бизнес. Одни еврейские законы предписывают порядок молитвы, другие -- порядок управления фирмой, но их нельзя разделить на "религиозные" и "светские". Ритуал действительно занимает видное место в еврейском законодательстве, однако почти четверть законов еврейского права в галахическом кодексе Йосефа Каро "Шульхан арух" посвящены "производственной этике" и деловым отношениям.

Сегодня сами евреи подчас разделяют представление о том, что еврей в бизнесе -- это прежде всего ловкий мошенник. Мы должны отдавать себе отчет, что в той мере, в какой это обвинение соответствует действительности, оно свидетельствует о тягчайшем грехе, ничуть не меньшем, чем разбой или нарушение Субботы. Когда нечестный бизнесмен-еврей действует в нееврейской среде, он совершает еще и "хилуль а-Шем" (см. выше), т. е. богохульствует. Что же делать, если обман, преступление, подкуп являются непременным условием ведения бизнеса? Оправдывает ли это нашу собственную нечестность? Вопрос можно поставить шире: живя в мире, далеком от совершенства, вправе ли мы делать этот мир еще более греховным? Оправдывает ли наши собственные грехи то, что их сплошь и рядом совершают другие? Ответив на этот вопрос положительно, мы тем самым отказываемся от всякой надежды и упования на Бога, смиряемся с властью зла и сами начинаем служить злу. В таком контексте религия теряет смысл, превращается в бессмысленный набор ритуалов и заклинаний, в идолопоклонство.

Безусловно, у человека, в том числе у бизнесмена, должны быть открыты глаза на реальность, в которой ему приходится действовать. Никто не обязывает говорить правду вору, который спрашивает, где спрятаны твои деньги. Бесполезно обращаться с этическими увещеваниями к разбойникам, но их можно провести. Не несет наказания тот, кто "украл" у вора обратно похищенную тем вещь. Но ясно одно: чем сомнительней и опасней деловое окружение бизнесмена, тем большей моральной стойкости, ума и мужества требуется для честного ведения дел.

Этичное ведение бизнеса -- не просто заповедь иудаизма. Это обширная сфера законодательства, детально разработанная в Талмуде. Первый вопрос, который задают душе на небесном суде: "Честно ли ты поступал в делах твоих?". Не о соблюдении шабата или кашрута, не о благотворительности и не о соблюдении ритуалов спрашивают в первую очередь, а именно о честности в бизнесе.

Другой талмудический отрывок говорит о роли бизнеса в передаче еврейской мудрости. Есть два пути овладения этой мудростью: либо делить свое время между зарабатыванием денег и изучением Торы, либо честно, по законам Торы ведя свои дела, материально поддерживать изучающих Тору.

Мидраш приравнивает честность в делах к исполнению всех заповедей Торы, поскольку от этого зависит доверие людей друг к другу. Не случайно изучение Талмуда начинают с имущественного законодательства. А мошенничество, нечестность в делах приравнено к прелюбодеянию, к нарушению одной из Десяти заповедей.

По мнению Рамбама, одно из качеств, умудряющих человека в учении, -- его честность в делах. Первой молитвой, которую произносил Первосвященник в Йом Кипур, выйдя из Святая Святых, была молитва о средствах к существованию в наступившем году. И это не случайно: успех в делах прямо связан с раскаянием и очищением души в Судный день.