1.2 История возникновения постмодернизма
На вопрос о времени возникновения постмодернизма существует несколько точек зрения. По одной из них, он возникает в культуре перманентно, после «модернизма». По другой версии, постмодернизм возникает параллельно идеям космизма. Модернисты выступали апостолами порядка, верили в торжество конечных истин, искали универсальную форму мира, которую можно рассчитать, предсказать, вывести и воплотить. По сути абстракционизм В.В. Кандинского и супрематизм К.С. Малевича есть рецепты, которые хаос жизни сводят к алгебре, к новой и вечной гармонии, к окончательному триумфу ума над сердцем. [1] c. 467.
Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот термин для обозначения реакции на модернизм, однако в эстетике он не приживается. В 1947 А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X. Кокс в своих работах нач. 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Ведущие западные политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии -- торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике -- постгуманизм постпуританского мира, нравственную амбивалентность личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии. [2] c. 456-466.
Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 1960-- 1970-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и принципиально иной смысл: постмодернизм означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.
- Введение
- 1.1 Понятие о «постмодернизме»
- 1.2 История возникновения постмодернизма
- 1.3 Специфика постмодернистской эстетики
- 1.4 Модификация основных эстетических категорий
- 1.4 Философские принципы и отличия эстетики постмодернизма
- 2. Особенности эстетики постмодернизма
- 2.2 Игра в постмодернизме
- 2.3 От произведения к тексту
- 2.5 Идея смерти автора
- 2.6 Текст как космологическая структура
- 3. Постмодернизм как методология изучения современного общества
- 3.1 Постмодернисткое обществознание, как способ вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества
- 3.2 Постмодернизм - совокупность принципов классики и модернизма
- 3.3 Постмодернисткие феномены не имеют названия
- 3.4 Постмодернизм в развитии общества, как сочетание несочетаемого
- Выводы
- Общая характеристика русского постмодернизма.
- H. Б. Маньковская Эстетика постмодернизма
- Тема 9. Эстетика постмодернизма:
- 41. Эстетика постмодернизма.
- 1.3 Эстетика постмодернизма
- 1. Дискуссия о Постмодернизме в социологии, культурологии и эстетике
- Эстетика и поэтика постмодернизма.
- 33. Постмодернизм: философия и эстетика.
- Тема 13. Неклассическая эстетика и постмодернизм.