logo
Влияние риторики на имидж делового человека

1.2 Использование риторики в процессе создания делового имиджа

Для создания привлекательного имиджа человеку необходимо уметь общаться и научиться пользоваться риторикой. Красноречивый человек -- тот, кто может убедить. Нередко риторику называют искусством убеждать. Платон называл ее искусством управлять умами. Чем лучше человек знает риторику, тем привлекательней его имидж. Основы описания речевого имиджа дал Аристотель, который говорил, что речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Выделенные Аристотелем элементы вербального имиджа можно найти в любом описании структуры речевого общения. Общение осуществляется, прежде всего, посредством делового языка. Деловым языком называют исторически сложившуюся форму национального языка, обладающую определённым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитым стилем. Деловому языку присущи особые свойства: во-первых, наличие определенных норм, правил употребления, ударения, произношения, и т.д. Во-вторых, стремление к устойчивости, сохранению общекультурного наследия и исторических традиций. В-третьих, стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных средств, что позволяет достигать эффективного выражения мысли в различных вербальных ситуациях.

В ХIХ веке представлены блестящие образцы делового языка, которые находим в эпистолярных произведениях в форме письма, переписки, дневниках великих русских писателей. В письмах такого периода мы читаем такие обращения и выражения, как «милостивый государь, милостивая сударыня, досточтимый сударь, достопочтённый господин...», «почтительнейше благодарю Вас за любезно предоставленную возможность…», «примите мои уверения в совершённом моём почтении…» и т.д. После социальных преобразований в 1917 году существенно изменилась структура делового языка. В деловой язык стали проникать жаргоны (то есть обособленные и замкнутые речевые системы), которыми пользуются представители засекреченных, келейных профессий (воровской жаргон, жаргон нищих, торговцев наркотиками и т. д). Жаргонные словечки используются молодёжью и студенчеством в вербальном общении: железно, кайф, тусовка, потрясно, клёво, классно и т. п. Арготизмы и сегодня создают барьеры и комплексы в общении. Люди, использующие сленг, арго, жаргон, не способны привлекать, очаровывать людей, формируют негативный вербальный имидж.

Основные свойства современного делового языка появились не сразу, а в результате длительного отбора точных и весомых слов и словосочетаний, наиболее удобных и целесообразных образцов речи. Деловой язык соответствует норме и представляет идеальную модель вербального общения, отвечает его принципам. Важное значение для имиджа делового человека имеет развитие способности к красноречию, употреблению нормированной речи [16]. Важным этапом в формировании речевого имиджа, развитии ораторского искусства, является соответствующий отбор материала, который содействует восхождению личности по ступеням вербального развития. Человеку необходимо создавать ситуации в деловом общении, способствующие свободным высказываниям, дискуссиям, диспутам, которые обусловливают коллективное мышлении, поиск истины, разрешение проблемы методом обсуждения её разнообразных аспектов, выработку общего мнения.

Искусство говорящего не только в том, что необходимо выбрать нужное слово, но и не сказать то, что не нужно [10]. Удачного слова достаточно было, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну. Слово может возвысить, окрылить человека или, наоборот, уничтожить его.

Особое место в вербальном общении выявление и поощрение человеком потенциальных возможностей собеседника. Умение говорить доброжелательно и красиво обладает притягательной силой и создаёт условия для возникновения взаимоотношений с людьми, основанных на взаимной симпатии, необходимой для благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Немаловажное значение в речевом имидже имеет выбор модальности (т.е отношения к тому, что говорится. а также отношения к самому говорящему, к содержанию высказывания). Модальность имеет значение утверждения, приказания, пожелания и т.д. Она выражается специальными формами наклонений, интонаций, модальными словами (например, «возможно», «необходимо», «должен»). С помощью этих слов указывается способ понимания высказываний. В деловом общении широкое распространение получила жёсткая, стандартная модальность, но она не присуща человеку высокой культуры, мыслящему интеллигенту.

Следующим этапом в формировании вербального имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «сегодняшний день», «смелый риск», «броский эффект» и т. д. В этих сочетаниях определение и зависимое слово повторяет признак, уже содержащийся в главном слове. Вместе с тем, риторика строится на технологии ораторского искусства, овладение мастерством речевого общения. Риторика учит говорить красиво. Нередко бывает так, что человек судит разумно, но внятно изложить свои мысли не может. В настоящее время это одна из проблем человеческого общения. Красноречие украшает личность делового человека, эффективно служит имиджу. Даже любое удавшееся речевое событие приносит удовлетворение, радость. Главное, в речевом общении следует знать, что сказать, где сказать и как сказать.

«Невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук, подчёркивал Цицерон, великий римский оратор. - Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же на ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное её выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней. Самое полезное в жизни - совершенствовать своё познание и разум, и в этом состоит основа формирование оригинального и интересного вербального имиджа [12].

Язык - хранитель культурного наследия прошлого, живое предание, передающееся от поколения к поколению, свидетельство бессмертия и гения народа [19]. Надо постоянно работать над углублением своих знаний языка, учиться отбирать новые для себя, яркие, образные слова и выражения, пытаться раскрыть их значения. Однако ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и разнообразию художественных приёмов. Без этого не бывает блестящего вербального имиджа. Но во многих случаях он объясним индивидуальностью таланта и способностей личности. Так, Ф.М Достоевский, по воспоминаниям современников, не обладал особым ораторским мастерством, нередко выступал по написанному тексту, но говорил так, что после его речи признанные ораторы не решались выступать перед аудиторией. Оратором можно и не быть, но человек должен иметь привлекательный вербальный имидж. Важно постоянно следить, чтобы разговор с собеседником был содержательным. Вместе с тем не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого, говорили в древности, напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном. Нередко в вербальном общении наблюдаются случаи, когда человек много знает, эрудирован, но не умеет общаться, быть приятным собеседником. Но еще сложнее общаться с человеком общительным, но склонным к насмешливости, забавляющимся злыми розыrpышами, не заботясь о дурных последствиях для своего собеседника. Вербальный имидж такого человека вряд ли можно назвать притягательным.

Таким образом, имидж играет важную роль в жизни делового человека. Он должен стремиться сделать его привлекательным, ему следует следить не только за своим внешним видом, но и за манерами поведения, мимикой, жестами, речью. А чтобы научиться красиво и убедительно выражать свои мысли, деловому человеку необходимы навыки риторики. Без основ ораторского мастерства деловому человеку невозможно будет создать привлекательный образ.