logo
Отражение религиозных идей этрусков в эстетике

1.1 История и происхождение этрусков

Прежде чем перейти к рассмотрению этрусской эстетики и влиянии на нее этрусской религии нам необходимо познакомится с историей и культурой этого древнего народа, а также осветить основные элементы их верований. Именно этому и будет посвящена первая глава данной работы.

Итак, Этруски это древние племена, населявшие в первом тысячелетии до нашей эры северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце 7 века они объединились в союз 12 городов-государств, около середины 6 века овладели всей территорией полуострова. В 5-3 веках до нашей эры они были покорены Римом.

Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе.

"Большинство населения Италии к середине I тысячелетия до н.э. составляли италийские племена. С начала I тысячелетия до н.э. в Италию, Испанию и Галлию начинают проникать выходцы с Востока: этруски восточное (малоазийское) происхождение этрусков весьма вероятно, но окончательно еще не доказано. Этруски в VII -- VI вв. до н.э. господствовали в Средней и Северной Италии… В Средней и Северной Италии в I тысячелетии до н.э. жил народ, называвший себя расенами. Греки именовали его тирренами или тирсенами, а римляне -- тусками или этрусками. Последнее название и вошло в науку" /3, с. 400-401/.

В историческом развитии этрусского народа можно условно выделить несколько этапов или периодов:

1) Протовиллановианский этап: Это первый почти легендарный период этрусского государства, начавшийся примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII--X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.

2) Этап Виллановианской культуры: Своё название Виллановианская культура получила по селению близ Болоньи, где были найдены первые артефакты. Этот период распадается на две фазы -- Вилланова I и Вилланова II, датируемые приблизительно IX и VIII веками до н. э. Это была довольно развитая цивилизация.

3) Этрурия: Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII--VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов средиземноморья и соседством с греческими колониями. В VII веке до н. э. торговля подняла Этрурию на новую ступень благосостояния. Виллановианские поселения начали объединяться в города, формировалось ядро полиса.

4) Период расцвета этрусков: В середине VII века до н. э. в Этрурию прибыл знатный грек Лукумон сего именем связано предание о первом этрусском царе, описанное Ливием. Под именем Луция Тарквиния Приска Лукумон стал первым этрусским царём Рима (616--578 до н. э.). В это время этруски сильно продвинулись на юг. Было основано двенадцать колоний. В конце VI и начале V века до н. э. объём импорта из Аттики резко вырос. Постепенно произошло столкновение интересов этрусков и греков.

5) Ослабление господства: После 509 года до н. э., Этруски не смогли вернуть себе власть над Римом. Этруски утратили былое господство. В V столетие и первой половине IV века до н. э. стали временем борьбы этрусских государств латинскими племенами будущего Рима. Возникла необходимость объединения этрусских государств, однако союз не состоялся. Победа латинского Рима была полной и необратимой. В это кризисное время жители этрусского полиса Цере приняли сторону Рима, о чём последние не забыли. Тем временем римляне продолжали вторжение в Этрурию. В 311 году война возобновилась, в результате которой завершилось исчезновение этрусских городов-государств как независимых политических образований.

6) Поглощение этрусков римлянами: К 265 году до н. э. времени Рим победил в первой пунической войне, его господство над Италией было неоспоримо. Этруски продолжали выступать в качестве союзников римлян. В 225 году до н. э. этруски сражались на стороне Рима с галлами при Таламоне. Более того, ни один этрусский город не поднял восстания во время второй пунической войны. Во II--I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское подданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Однако этрусская история, как история самостоятельного этноса, была завершена.

Не смотря на то, что этруски просуществовали сравнительно мало и не вошли в историю, так как греки или римляне, он фактически заложили основы римской империи. Этрусское общество было древнейшим классовым обществом на Апеннинском полуострове. Этруски еще до римлян создали в Италии федерацию городов-государств. От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, множество могильников, оружия, домашней утвари, украшений, около десяти тысяч надписей, следы этрусского влияния в культуре поздней Италии, упоминания об этрусках в сочинениях античных авторов. К началу нашей эры этруски растворились среди италийского населения; вышел из употребления этрусский язык, уступив свое место латыни -- языку римлян.

"Начиная с VIII в. до н.э. этруски занимали кроме собственно Этрурии большую территорию в Северной и Средней Италии. Основным занятием их было земледелие. Как и в других областях Италии, в Этрурии выращивали пшеницу, полбу, ячмень, овес, виноград. Хорошо было развито у этрусков льноводство. Из льняных тканей изготовляли одежду, паруса, зонты для защиты от дождя и солнца. Льняные ткани служили и писчим материалом; обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам" /3, с. 402/.

В течение всей истории этрусского народа у него не было единого государства. "В период своей независимости Этрурия являлась федерацией (союзом) двенадцати самостоятельных городов-государств, точного списка которых не сохранилось. В их число входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Руселлы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Кортона. В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство" /3, с. 404/.

В каждом из независимых этрусских государств, кроме главного города имелись города, подчиненные главному. В своей внутренней жизни многие из этих подчиненных городов пользовались автономией. "Каждую весну собирались главы и представители этрусских государств. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза из числа двенадцати этрусских царей. Глава федерации, по-видимому, не имел реальной власти. Федерация была преимущественно религиозным союзом. Единство военно-политических действий этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия. Отсутствие единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом" /3, с. 404-405/.

Основной единицей древнейшего этрусского общества была родовая община. Главы родовых общин составляли совет старейшин; из их числа, возможно, избирался лукумон. Власть лукумонов, подобно власти греческих басилеев, была пожизненной, но не наследственной. "В этрусском обществе известны три категории зависимых людей: лаутни, этэра и рабы. Лаутни -- это зависимые люди, включенные в домашнюю общину своего покровителя -- патрона. Таким образом, лаутни -- это патриархально-зависимые лица, являющиеся членами господского "дома". По-видимому, этэра происходили из местного, не этрусского населения. Этэра привлекались в Этрурии к военной службе и, возможно, к трудовым повинностям в пользу государства" /3, с. 405/. Итак, в этрусском обществе имелись, во-первых, собственно рабы (слуги, гладиаторы), во-вторых, патриархально-зависимые люди, одна часть которых была занята в собственно господских хозяйствах в качестве ремесленников и другого обслуживающего персонала (лаутни и лаутни этэра), а другая часть обрабатывала наделы за долю урожая (этэра).

Таким образом, в общих чертах осветив основные элементы истории и быта этрусского общества мы можем сделать вывод что, несмотря на незаслуженную забытость в тени Греции и Рима этруски по сути дела являлись народом не в чем не уступавшим в своем культурно историческом развитии таким государствам древности как Греция или Египет. Не смотря на свое полное исчезновение в результате ассимиляции Римом, этруски заложили культурную основу Рима. Рассмотрев историю данного этноса, мы можем перейти к рассмотрению их верований, безусловно повлиявших, а их культурное развитие.