logo
Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников

2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь школьного учреждения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после, напоминая, третьи -- только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.

Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».

Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.

Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Культура поведения - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения -- предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. Нужно поступать, руководясь чувством уважения к окружающим, в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Особое место в обучении отводится формированию основ культуры речи, поведения и общения. Для этого предусмотрены специальные занятия речевого этикета и сквозной учебный материал, нацеленный на освоение младшими школьниками различных сторон культуры речи: орфоэпической, логопедической, словоупотребления и др.

На занятиях речевого этикета школьники знакомятся с основными правилами вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие -- в телефонном разговоре, поздравление на дне рождения и т. п.

Непосредственное включение элементов культуры речи в содержание обучения начинается с общего представления о значении культуры устной речи, которое дается на специальном уроке «Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!», а затем отдельных аспектов (совершенствование или коррекция работы речевого аппарата; постановка темпа, ритма, громкости и интонации речи; орфоэпия ударения; различение на слух и правильное произнесение смешиваемых согласных фонем <л-р>, <ж-ш> и т.п.; четкое произношение частей слова) отрабатываются на последующих уроках в течение всего периода обучения. В целом все содержание культуры речи подчинено усвоению младшими школьниками орфоэпического чтения -важнейшего параметра функционально грамотной речевой деятельности.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов -- воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям -- истоки уважения к людям.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Становление младшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано и с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей обществ. В УМК основное внимание учащихся сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры в соответствии с требованиями нормального типа этнической идентичности и особенностями его выращивания в начальной школе. Для этого в «Букварь» и «Помощницу букваря» включены тексты, отражающие темы добра, дружбы, помощи, трудолюбия, честности и других. Уровень общечеловеческих ценностей, а также разнообразные по жанру тексты из русского устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п.) - уровень носителя национальной культуры и традиций. Обсуждая и оценивая с помощью учителя содержание данных текстов, первоклассники осваивают ценностное отношение к миру: к окружающим предметам (игрушкам, книгам и т. п.), к себе, родным, сверстникам, животным и природе в целом. Это способствует становлению у младшего школьника нравственной культуры (семейной, бытовой, экологической и т. п.).

Уже в дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная, систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах развиваются не только представления школьников, но и деятельность по их применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными, опрятными, вежливыми. В их поведении закономерны хорошее манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.

Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, он часто может быть не вежлив лишь в силу не знания того, что когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона, подражают, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребёнка своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходимо такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений.

Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, а успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу стенды по культуре поведения. Важным средством при учении младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характеристики правила, которое отрабатывается.

Остановимся особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг к другу, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог, формулируют правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.

Беседа используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений, басен) этического содержания. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. Таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к "высшему кругу". В то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения. В демократичном обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Диалектика формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы, общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями, школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству, осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором собственной жизни, субъектом воспитания.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми. В первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей, это побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинированния, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

Ребята среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив, к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.

Психологически сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых психических образований, как самоутверждение, способность выбора и самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей действительностью.

К подростковому возрасту, ребенок обогащается значительным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Осуществление подростками самовоспитания и самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации и сознательной дисциплине. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний, дисциплинарному воздействию.

Подросток остро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, к общению, к представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии.

Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепление большинства из них чувства ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, овладение профессией, ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное неконтролируемое поведение.

Итак, поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно какое огромное значение приобретает нравственное воспитание в формировании школьника. Исходя из этого, многие педагоги разрабатывали теории и методики воспитания у школьников нравственности, но главным направлением стало гуманистическое.

Учитывая, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у школьников положительных моральных отношений, ведущие педагоги, выявили, что главным фактором осознания личностью правил поведения в обществе является гармоническое воспитание -- это одновременно воспитание дисциплины и культуры поведения.

Если дисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение правил всеми членами данного коллектива, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности.

Естественно, осознание правил поведения и дисциплины вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения. Поэтому и уровень ее развитости у детей, в зависимости от возраста, может быть различным, что необходимо учитывать в ходе воспитательной работы.

Содержание школьной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие:

-- школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями;

--в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия;

--также соблюдать порядок и тишину на занятиях;

--не допускать подсказок и списывания, беречь школьное имущество и личные вещи;

проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами;

принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях;

не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду;

--поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся на начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств у школьников. Какой же должна быть эта работа?

Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплины и культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приёмов.

Прежде всего, в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление -- все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства в сознание.

этикет нравственный воспитание поведение