logo
Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников

Заключение

Совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, принятого называть этикетом. Этикет систематизировал, оформил сложившееся в практике человеческого общения принципы (и соответствующее человеческие качества) и возвёл их в ранг общепринятых норм поведения.

Некоторые считают, что думать надо не столько о «хороших манерах», сколько о внутреннем мире человека, ибо, в конечном счёте, главное не форма, а содержание... Но не значит ли это - отрывать форму от содержания? Ведь культура поведения человека есть проявление внутренней культуры, внешнее выражение его духовного богатства, умение общаться с людьми. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Владение культурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оно способствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) таких нравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена. Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можно осуществлять в процессе игры. Пусть это войдёт у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» - это очень пригодится им в будущем, облегчит их общение с людьми, поможет в любом деле.

Требования морали школьник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять - действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

Чтобы формировать действенные нравственные представления, необходимо знать его возрастные особенности.

Определить цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие. Проводятся также беседы по сюжетным «картинкам» в таком аспекте, чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.

Самостоятельное поведение школьника - необходимое условие формирования активной жизненной позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет способствовать росту нравственной активности личности.