logo
Воспитание девушек

2.6 ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ XIX в.

По инициативе профессора педагогики Н.А. Вышеградского в 1859 г. открывается Мариинское женское училище. В него было подано 162 заявления от представительниц самых разных сословий, в том числе дворян - 70%, купцов - 14%, духовенство - 8%, мещан - 7%, крестьян - 1%.

Вскоре в Санкт-Петербурге открывают еще три женских училища (Коломенское, Василеостровское и Петровское), а к концу 1858 г. такие училища создаются в Виль-но, Ковно, Гродно и Минске.

В 1859г. заведование средними женскими училищами было разделено между Министерством Народного Просвещения (МНП)2 и Главным Советом учреждений ведомства императрицы Марии. К январю 1860 г. в России насчитывалось уже 16 женских средних учебных заведений. В 1860 г. женские училища были переименованы в женские гимназии, число которых быстро увеличивалось. Спустя 20 лет, по количеству и численности они значительно опережали мужские гимназии.

Женские гимназии преимущественно находилось под руководством ведомства императрицы Марии, к работе в них привлекались лучшие педагогические кадры. К началу XIX в. в России начинает складываться система среднего специального педагогического образования. Так, с 1858 по 1869 г. количество женских гимназий и курсов при них увеличилось до 61, к 1877 г. - до 148, а к 1888 г. в России насчитывалось 319 женских гимназий.

Расширение сети высших и средних женских учебных заведений было направлено на удовлетворение потребностей общества в национальных кадрах гувернанток и домашних наставниц. В 1825 г. в Варшаве открывается специальное училище для подготовки гувернанток, которое в 1827 г. было преобразовано в Институт «для приготовления гувернанток». По справедливому замечанию М.Песковско-го, институты стали «питомниками русских гувернанток». Получившие в них образование девушки составили мощную конкуренцию гувернанткам-иностранкам, «пригодным для чего угодно, но только не для воспитания». Институт гувернерства в России в середине XIX в. был ориентирован уже на отечественные кадры.

Решение вопросов среднего женского образования в значительной мере снималось открытием частных пансионов, которые, в отличие от институтов, носили характер открытых учебных заведений. Известен опыт князя Чарторыйского, осуществлявшего через систему частных женских пансионов подготовку воспитательниц, домашних учительниц и гувернанток в частные дома.[2,145-150]