logo
Профессиональная этика социального работника

Введение

Бу-дучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, кото-рые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Сегодня для социальной работы все большее значение при-обретает вопрос о необходимости определения этических кри-териев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания едино-го подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы цен-ностей и идеалов.

Каждый социальный работник должен придерживаться данных правил и норм, должен нести ответственность за то, чтобы его деятельность была направлена на удовлетворение нужд и потребностей клиента.

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной этики социального работника, рассмотрены ее особенности, перечислены основные категории этики социального работника, а также функции этики и принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник.

1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника

Этика (греч. ethika, от ethos -- обычай) -- философская на-ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть фи-лософии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникаю-щие перед человеком в его повседневной деятельности. По-скольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновы-вает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея-тельности, обладает специфической, только ей присущей со-вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо-ты является профессиональная мораль специалистов, а пред-метом -- возникающие в процессе работы этические отноше-ния, этическое сознание и этические действия социальных ра-ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под-держание социально одобряемых содержания и сущности про-фессиональной деятельности, а задачей -- нормативная регла-ментация отношений, поведения и действий отдельных пред-ставителей профессиональной группы и их объединений, фор-мирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де-ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред-ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель-ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци-альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо-жет быть выражена формулой: «способствовать решению про-блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ-ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга -- человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа-том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то пра-вовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как пра-вило, законы Российской Федерации, касающиеся социаль-ной работы, должностная инструкция для отдельного работ-ника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, рег-ламентирующая деятельность учреждения, органов социаль-ной защиты и их работников.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достиже-ния является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства -- от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых -- «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви-ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели -- «использование деструктивных средств приводит к трансфор-мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо-ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к кли-енту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей-ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще-ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет-ной цели.

Конечный результат. Результат -- это естественный ожи-даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен-но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре-зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель -- это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь-ко отличается реальное от идеального -- зависит и от объектив-ных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так-же должен хорошо знать о возможных объективных препят-ствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе раз-работки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]