2.1 Этикет
Этикет тесно связан с этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической.
Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения [9].
Этикет основан на нравственной норме, на добрых чувствах, отражении душевного богатства личности. Он предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях, формул вежливости [6, с 97].
Вежливость в речевой деятельности является одним из основополагающих элементов. Принципу вежливости и его использованию посвящено немало работ.
Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:
1. не навязывай своего мнения
2. предоставляй собеседнику возможность выбора
3. будь доброжелательным [2, с 69]
По мнению Н.И. Формановской, цель принципа вежливости - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться.
О самой вежливости Н.И. Формановская пишет следующее: "Явление вежливости - это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений об этических нормах поведения, в том числе речевого. Считается, что быть вежливым - это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым - это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует. Вежливость - это проявление уважения к партнеру, выраженная с помощью языковых/речевых единиц".
По И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости - "различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения" [2, с 70].
По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого), максима великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других), максима одобрения (меньше ругай, больше хвали), максима скромности (не хвали себя), максима согласия (чаще соглашайся с партнером), максима симпатии (выражай симпатию к партнеру) [6, с 98].
Особенность максим вежливости состоит в том, что их слишком усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт.
Г. Г. Почепцов главным моментом в понимании вежливости выделяет то, что "феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу" [2, 72].
Структура этикета:
1. Этикет повседневного поведения, семейный этикет. В России принято называть ребенка одним именем, в европейских странах, США - 2-5 именами.
2. Специальный (дипломатический, военный, международный) этикет
3. Праздничный этикет
4. Деловой этикет
5. Общий этикет
6. Речевой этикет
Компоненты этикета:
1. Этикет внешнего вида - принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества
2. Невербальный (несловесный) этикет:
- движения
- голос
- мимика
- поклоны
- рукопожатия
- прощальные жесты
- предметы
3. Вербальный (речевой этикет) - система принятых в обществе языковых формул, которые служат для установления контакта собеседников и поддержания общения в нужной тональности [10].
- Глава 1. Общее представление о речевом этикете
- 1.1 Речевой этикет
- 1.3 Формулы речевого этикета
- Глава 2. Этикет и этика
- 2.1 Этикет
- 2.2 Этика
- 2.3 Этикетные и этические нормы
- Глава 3. Административный речевой этикет
- 3.1 Административная речь и официально-деловой стиль речи
- 3.2 Речевой этикет в документах
- Глава 4. Национальные особенности речевого этикета разных народов
- 4.1 Особенности приветствий в речевом этикете разных народов
- 4.2 Особенности обращений в речевом этикете разных народов
- 4.3 Фразы и слова в речевом этикете разных народов
- 4.4 Национально-культурный подход понимания общения у разных народов
- Заключение