logo
Речевой этикет

2.1 Этикет

Этикет тесно связан с этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической.

Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения [9].

Этикет основан на нравственной норме, на добрых чувствах, отражении душевного богатства личности. Он предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях, формул вежливости [6, с 97].

Вежливость в речевой деятельности является одним из основополагающих элементов. Принципу вежливости и его использованию посвящено немало работ.

Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:

1. не навязывай своего мнения

2. предоставляй собеседнику возможность выбора

3. будь доброжелательным [2, с 69]

По мнению Н.И. Формановской, цель принципа вежливости - поддерживать социальное равновесие и такие социально-речевые отношения, которые позволяют результативно общаться.

О самой вежливости Н.И. Формановская пишет следующее: "Явление вежливости - это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений об этических нормах поведения, в том числе речевого. Считается, что быть вежливым - это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым - это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует. Вежливость - это проявление уважения к партнеру, выраженная с помощью языковых/речевых единиц".

По И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости - "различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения" [2, с 70].

По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого), максима великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других), максима одобрения (меньше ругай, больше хвали), максима скромности (не хвали себя), максима согласия (чаще соглашайся с партнером), максима симпатии (выражай симпатию к партнеру) [6, с 98].

Особенность максим вежливости состоит в том, что их слишком усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт.

Г. Г. Почепцов главным моментом в понимании вежливости выделяет то, что "феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу" [2, 72].

Структура этикета:

1. Этикет повседневного поведения, семейный этикет. В России принято называть ребенка одним именем, в европейских странах, США - 2-5 именами.

2. Специальный (дипломатический, военный, международный) этикет

3. Праздничный этикет

4. Деловой этикет

5. Общий этикет

6. Речевой этикет

Компоненты этикета:

1. Этикет внешнего вида - принятые в обществе требования к внешнему виду членов общества

2. Невербальный (несловесный) этикет:

- движения

- голос

- мимика

- поклоны

- рукопожатия

- прощальные жесты

- предметы

3. Вербальный (речевой этикет) - система принятых в обществе языковых формул, которые служат для установления контакта собеседников и поддержания общения в нужной тональности [10].