logo
Свойства и функции морали

Вопрос 4. Противоречия в морали

L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали

2. Универсальность моральных правил

3. Незаинтересованность моральных мотивов

4. Моральное единство людей

5. Свободная причинность

1. Основными свойствами законов морали являются:

* объективное значение (норм, правил и пр.);

* субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);

* безличность законов морали.

Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.

Моральные взгляды:

* никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;

* объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);

* распространяются на всех людей и обязательны для всех.

Характерная особенность морали - единство свободы нравственной воли человека и всеобщности законов морали.

Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить "золотым правилом нравственности": "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки) или "Чего в других не любишь, того и сам не делай".

2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут отражать:

* конкретно-исторические условия развития общества;

* условия жизни человека в обществе;

* классовые, групповые интересы и т. д.

Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут быть диаметрально противоположными.

Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования морали:

* общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;

* универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и конкретно для каждого человека.

3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества. Однако:

* жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели (например, щепетильность мешает карьерному росту);

* пороки могут служить на благо общества ("жажда наживы" - двигатель бизнеса);

* добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен:

* без расчета на вознаграждение, бескорыстно,

* без прагматической цели - "добро ради добра";

* единственной целью поступка является самосовершенствование человека.

Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является совершенствование людей.

4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.

Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех людей.

5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей, общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:

* общественному мнению;

* собственному характерному складу;

- сложившимся обстоятельствам.

Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по собственному выбору, совершенно свободно.

Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. -- Гардарики, 2003. -- 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003. -- 176