logo
Главные требования к этике управления

1. Этика

Этика - это практическая философия, наука о добродетелях, ведущих к счастью. Наука о принципах истинной человечности и презумпции человеческого достоинства.

Предметом этики является этимологическое и научное содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность", история их становления. Кризис ценностей и потребность его преодоления как социокультурная основа теоретических размышлений о морали. Две основные проблемы этической теории:

а) как совместить субъективность моральных убеждений с их истинностью (объективностью, общезначимостью);

б) как соединить добродетельность поведения со стремлением к счастью.

Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Место этики в структуре философского знания, этика как практическая философия. Роль нормативных программ в структуре этического знания.

Многообразие этико-культурных традиций. Своеобразие европейской этики по сравнению с этикой Востока (конфуцианский, буддистской, индийской, арабско-мусульманской).

Определение морали, способы ее обоснования, возможности познания и сознательного культивирования - основное проблемное поле этики. Натурализм и антинатурализм - основные теоретические оппозиции этики. Эвдемонизм (эпикуреизм, утилитаризм) и ригоризм (стоицизм, кантианство) основные нормативные оппозиции этики.

Этика как рефлексия над нравственными основаниями культуры. Историческое изменение ее предмета: широкое понимание морали в античности и средние века; спецификация морали в Новое время; проблематизация морали и моральный нигилизм в этике 19 века; релятивированне морали и этики в философии постмодернизма. Интерпретация морали как выражения индивидуально-ответственного поведения - вдохновляющий пафос и основа предметного единства европейской этики.

Этика и идеология; моральная софистика и моральная демагогия. Отличие философской этики от религиозной. Отличие философской этики от практического морализирования. Условия и формы практической действенности этики. Гусейнов А.А.(общ. ред.). Этика. 2005г.

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов - по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, - это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло, - предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло - это вред. Добро и зло конкретно историчны.

Совесть, честь, достоинство - категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я». Курс лекций по этике, Абрамова Л.П

Честь - это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг - социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг - его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, - усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность - это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность. Курс лекций по этике, Абрамова Л.П

Этика как наука, способствующая регулированию человеческих отношений и заставляющая людей поступать правильно, соблюдая моральные принципы способна создавать образованных, хорошо знающих своё дело менеджеров.

Именно те управляющие, которые способны подчинять и управлять коллективом, используя этичные приёмы и методы, в будущем способны достичь самых высоких уровней развития и реализовать все свои планы в жизнь. Именно таким менеджерам отдаётся предпочтение . Именно эти люди способны конкурировать на рынке труда и выигрывать в конкуренции американским управляющим.

В связи с этим управленческая этика является главным составляющим менеджмента как науки управления человеческими ресурсами. Поэтому очень большое внимание при изучении менеджмента стоит уделять именно этому моменту управленческой деятельности.