Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности

дипломная работа

Введение

Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных гражданских, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.

По мнению специалистов, "унаследованную от прежнего общественного строя административно - командную систему лишь внешне пытались подстроить под решение новых задач; при этом прежние командно-клановые структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло".

Именно эти обстоятельства привели к негативным последствиям. Качество работы государственного аппарата резко снизилось, неэффективность, коррумпированность его действий возросли.

Актуальность исследования обусловлена важностью соблюдения государственным служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях. Кроме того, хотелось бы отметить практически полное отсутствие комплексных теоретических исследований по рассматриваемой проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе, которые принимаются в рамках проводимой реформы государственной службы.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только путем повышения эффективности работы государственного аппарата, его действительной переориентации и лоббирования узкопрфильных интересов на служение обществу, внедрением действенных механизмов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников.

Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их компетентности, профессионализма, социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления.

Одной из основных функций ответственности государственных служащих наряду с регулятивной, контрольной, охранительной, карательной и др. является стимулирующая. Именно она показывает социальную ценность ответственности как средства обеспечивающего соблюдение дисциплины и законности при осуществлении служебной деятельности. Настоящая дипломная работа посвящена исследованию проблем этики, компетентности и ответственности государственного служащего.

По своему этимологическому содержанию и истории возникновения понятия «этика», «мораль», «нравственность» однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию.

Понятие "компетенция" означает совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами.

В процессе изучения научной литературы по данной теме и в результате теоретического исследования выявились следующие противоречия:

1. В настоящее время требования, предъявляемые к государственным служащим очень высоки, а проблема подготовки кадров только в последнее время становится актуальной;

2. Существует потребность в высококвалифицированных специалистах, а механизмы, позволяющие на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики, отсутствуют, и это приводит к неэффективной работе государственных служб.

Указанные противоречия обозначили проблему: «Как достигнуть высокой эффективности деятельности государственной власти и ее аппаратов?»

В результате отсутствия четко сформулированных этических норм и требований к государственным служащим, применяемых на практике, возникла тема дипломной работы: «Государственный служащий, проблемы этики, компетенции и ответственности».

Объектом исследования являются различные теоретические концепции, сформированные в общей теории права, трудовом праве, связанные с общими и частными вопросами юридической ответственности и проблемами государственной службы, а предметом - этические нормы и требования к государственным служащим.

В дипломной работе также исследуются действующие нормативные правовые акты. Методологическую основу исследования составил ряд общенаучных, общих, специальных и частных методов познания правовых и социальных явлений.

Целью настоящей дипломной работы является комплексное теоретическое исследование проблем этики, компетенции и ответственности гражданских государственных служащих.

Задачи:

1) анализ правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации;

2) исследование особенностей прохождения государственной гражданской службы;

3) выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм, осуществление деятельности в рамках компетенции государственным гражданским служащим;

4) определение видов ответственности, применяемых к государственным служащим, механизм привлечения к ответственности государственных служащих;

5) установление проблемы ответственности должностных лиц;

6)разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.

Гипотеза:

Деятельность государственной власти и ее аппаратов станет более эффективной, если:

1) будет существовать четкая процедура отбора и расстановки кадров в соответствии с компетенцией и требованиями, предъявляемыми к государственным служащим;

2) появятся механизмы, позволяющие на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их компетентности, профессионализма, социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики;

3) в государственных службах будет введён этический кодекс, как действенный механизм формирования нравственности государственных служащих.

Делись добром ;)