logo
Этическая проблематика маркетинговой стратегии

1. Категории этики бизнеса в контексте маркетинговой деятельности

Понятие "этика" возникло еще во времена Аристотеля. Он говорил, что это "человеческие действия, которые можно оценить как правильные и неправильные" [6]. Поэтому этика исторически трактовалась как совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека, а со временем и организации. Под этикой также подразумеваются общие нравственные ценности, порядки, принятые в конкретном обществе или группе. [12]

Различают позитивную и нормативную этику. Позитивная этика более нейтральная: это этика, которой придерживаются в обществе. Она объясняет, как совершаются этические действия. Нормативная этика объясняет моральные принципы, которые позволяют оценить верное решение или нет.

Бизнес-этика затрагивает не только вопросы маркетинга, но и все аспекты бизнес-деятельности: финансы, управление человеческими ресурсами, производство, интеллектуальную собственность. Она регулирует действия и поведение индивида в деловом сообществе, а также изучает взаимоотношения отдельных лиц и организаций. Для компаний бизнес-этика служит фильтром коммуникаций с обществом: если компания соблюдает принципы бизнес-этики, то она с наименьшей вероятностью рискует создать конфликт вокруг себя. Моррис [13] и Мерсер [11], давая определение бизнес-этики, указывали на противопоставление этических и общественных интересов, где бизнес-этика находится посередине конфликта этих интересов. Джонсон, Сколь и Фрер [8] указывали на то, что бизнес-этика для компании - обязательства, которые она должна выполнять, чтобы связываться с заинтересованными сторонами.

Этика маркетинга отличается от бизнес-этики регулированием взаимосвязи маркетинга компании с обществом, в то время как бизнес-этика затрагивает все бизнес-процессы компании. Лазняк и Мёрфи оценивали этику маркетинга как "моральные стандарты, которые применяются к маркетинговым и бизнес решениям". [12] Этику маркетинга можно определить как стандарты или нормы, которые применяются в решении маркетинговых мероприятий и оцениваются с точки зрения морали как правильные или неправильные.

Котлер и Зальтман были первыми, кто заявил о необходимости изучения социальных и моральных аспектов в маркетинге. По их мнению, бизнес-этика не должна быть для компании противоположностью экономических ценностей, так называемым, конфликтом бизнеса и этики. Необходимо найти баланс между своими бизнес потребностями и потребностями потребителей, который будет выигрышным для обеих сторон. [10]

Джон Ф. Гаски в своём исследовании сформулировал гипотезу, что все этические стандарты в области маркетинга могут быть концептуально объяснены двумя причинами: а) они должны подчиняться закону, б) они должны соответствовать целям компании, потому что если компания не будет преследовать личные интересы в маркетинге, то в долгосрочной перспективе она нанесёт себе ущерб. [7] На рис. 1 показана взаимосвязь закона и этики маркетинга, где закон - это свод правил, регулируемых деятельность организации, а интересы компании - это выражение компании в заинтересованности достижения личных целей вне зависимости от существующих правил. В центре пересечения этих объектов находится нормативная этика маркетинга, которой должна придерживаться компания.

Рис. 1. Взаимодействие закона и личных интересов компании в этике маркетинга. [7]

Как определить, является компания этичной или нет? Этичной компанию можно назвать при условии, что в своей деятельности она придерживается следующих норм:

? соблюдение законодательства (как официальной нормы);

? исключение риска нанесения ущерба лицам или организациям;

? соблюдение общепринятых моральных норм (верность обещаниям, благодарность, справедливость, отсутствие манипуляций).

Этичность также определяется контекстом применения компанией того или иного действия. Так, в одном случае действие можно трактовать как неэтичное, в другом - оно будет сделано в рамках правил этики.

Понятие "этичного бизнеса" можно рассматривать применительно как к целям компании, так и к средствам, которые она использует для достижения этих целей. Взаимосвязь категорий цели и средства можно рассмотреть на матрице [4].

Рис. 2. Этика бизнеса с позиции этичности целей/средств. [5]

Первый квадрант - когда компания добивается неэтичных целей этичными средствами. Как показывает практика, такие случаи происходят редко.

Второй квадрант - "правильные" компании, которые достигают этичных целей этичными способами.

Третий квадрант - компании, которые добиваются этических целей неэтическими методами. Полагается, что именно к этому квадранту можно отнести большинство компаний.

Четвертый квадрант - достижение неэтичными методами неэтичных целей.

Тесная взаимосвязь этики и маркетинга привела к появлению нового вида маркетинга - социально-этического маркетинга, или социально-ответственного. Социальный маркетинг - концепция согласования и увязывания интересов организации, потребителей и всего общества. Социально-этический маркетинг - вид маркетинговой деятельности, главным принципом которой является принятие решений исходя из предпочтений потребителя, требований компании и долгосрочных интересов общества. [2]

Рассмотрим функции телекоммуникационного сервиса SMS-рассылок. Компании-отправители используют данный вид коммуникации для маркетинговых целей. SMS-маркетинг для бизнеса служит инструментом безопасности (отправка SMS с кодом подтверждения, экстренные сообщения о нарушении безопасности), помогает привлечь новых клиентов, удержать старых, где общее для всех этих проблем является возможность быстрого информирования общества.

Применим концепцию социально-этического маркетинга к сервису SMS-рассылок и получим определение социально-этического SMS-маркетинга. Социально-этический SMS-маркетинг - вид маркетинговой деятельности, направленный на информирование потребителя с помощью инструмента SMS-рассылок при условии учёта его предпочтений и интересов с целью сохранения долгосрочных отношений с компанией и поддержания благосостояния в обществе.

Актуальность применения социально-этического маркетинга на рынке сервисов SMS-рассылок возникла с широким распространением нежелательных SMS, называемые спамом. Потребители получают сообщения без согласия, текст SMS, как правило, не соответствует их интересам, потому что базы покупаются или скачиваются в общественном доступе в интернете. Чтобы решить проблему SMS-спама, социально-ответственный сервис должен спрашивать наличие согласия абонентов у компании-отправителя и блокировать сомнительные по содержанию сообщения. С другой стороны, сервисы SMS-рассылок часто оказывают неэтичные услуги: продают базы для SMS-рассылок. Сервисы или перепродают базы своих же клиентов, или собирают на сторонних источников с целью продажи их заинтересованным лицам для того, чтобы любой клиент мог сделать рассылку, даже если у него нет клиентской базы.

В процессе исследования были выявлены характеристики сервиса SMS-рассылок, использующего социально-этический маркетинг и традиционного сервиса SMS-рассылок.

Таблица 1

Отличия традиционного сервиса SMS-рассылок и сервиса SMS-рассылок, использующего социально-этический маркетинг

Критерии

Традиционный сервис SMS-рассылок

Сервис SMS-рассылок, использующий социально-этический маркетинг

Отбор клиентов для сотрудничества

Компания предлагает услуги любым клиентам, которые интересуются SMS-рассылкой.

Перед началом сотрудничества компания проводит отбор клиентов на соответствие социально-этических принципов и законов. Совершает сделки только с компаниями, прошедшие этот отбор.

Отношение к интересам общества

Компания не заботится об интересах общества. Во главе интересы клиента.

Компания учитывает не только интересы клиента, но и интересы общества. И если клиент нарушает интересы общества, то отказывается с ним сотрудничать.

Отношение к отправке SMS-рассылок

Текст SMS-рассылок не проверяется. Допускается любое содержание сообщения.

Перед отправкой текст сообщения проходит проверку. Если текст не соответствует закону "О рекламе" или имеет сомнительное содержание, то рассылка не отправляется.

Отношение к сохранности клиентских баз

Клиентские базы не защищены и могут быть проданы новому клиенту. Базы покупаются или собираются на сторонних сервисах.

Клиентские базы зашифрованы и не используются в коммерческих целях компании без разрешения клиента-владельца. Компания не предоставляет услуги продажи абонентских баз.

Проверка наличия у клиентов разрешения на рассылку у абонентов

Согласие на получение SMS-рассылки не запрашивается. SMS-рассылка может быть отправлена любым абонентам.

Перед отправкой компания запрашивает у клиента наличие разрешения на рассылку у абонентов. Проверяет, легальность абонентской базы. Если база собрана нелегально, то рассылка не отправляется.

Сделаем вывод, что вопросы маркетинговой этики регулируют деятельность компании. Этика заставляет компании менять маркетинговую стратегию исходя не только из удовлетворения бизнес-целей, но и целей общества. Этические нормы можно применить к деятельности любой компании. Мы показали, как традиционный сервис SMS-рассылок меняется под воздействием факторов этики. Сервис SMS-рассылок, который использует социально-этический маркетинг отличает то, что он предъявляет требования к клиентам, содержанию SMS-рассылок, отношению к клиентским базам. Эти требования помогают соответствовать интересам общества, закона и способствует выстраиванию долгосрочных и доверительных отношений с клиентами.