logo
Этические принципы формирования авторитета менеджера

Нравственные ценности рынка

По сути, сам процесс рыноч-ной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме все-го прочего - непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес челове-ка в общественное благо.

Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

1) концепция "служения обществу", которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компа-нии от президента до наемного персонала. Служить клиентам, по-лучая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их ми-ровоззрения. " Благополучие производителя, - писал Генри Форд, - зависит, в конечном счете ... от пользы, которую он прино-сит народу".

2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, кото-рое используется для достижения поставленной цели. Деньги на-ходятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, зах-ватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсут-ствие культа денег делает предпринимателя раскрепощен-ным, дает возможность идти на разумный риск.

3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и про-цесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных за-дач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаи-моотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпри-нимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в инте-ресах потребителей для обеспечения справедливой, равноправ-ной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в соб-ственных возможностях.

6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".