Реальности отечественного бизнеса
Но что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным?
1. Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Не случайно при на-боре персонала в многочисленные совместные предприятия (ма-газины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.
2. Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца", рискуя по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.
3. Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.
4. Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жиз-ни, а с другой - неуверенностью в завтрашнем дне.
5. Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на "блат".
6. Отсутствие имиджа делового человека, предпринимате-ля, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвес-ти хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Но это не значит, что обязательно дол-жна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Здесь важен имидж вообще.
Заключение
В данной работе была сделана попытка, рассмотреть проблему деловой этики и этических принципов формирования авторитета менеджера: как это должно быть и как это есть.
Деловая этика - это норма поведения, основа этичес-кого кодекса менеджера.
Вот как можно охарактеризовать цивилизованного предпринимателя:
-он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
-исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;
-верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
-признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
-уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
-уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
-доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
-ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;
-стремится к нововведениям;
-не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
-терпим к недостаткам других людей;
-согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
-никого никогда не унижает;
-имеет бесконечное терпение.
Наши отечественные менеджеры еще не все вли-лись в единую систему правил взаимоотношений людей в сфере предпринимательства. Со временем, эти правила ры-ночной игры, этический кодекс, нормы поведения предпринима-теля как руководителя станут и в нашей стране действительностью.
Чем больше предпринимате-лей будут заинтересованы в продолжительном и захватываю-щем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности. А рост количества людей, "чтящих этический кодекс", поставит нашу страну на один уро-вень со странами, где давно существует цивилизованный рынок и культура деловых отношений.
Список литературы
1. Невраева И.В., Устюжина Ю.В. Этика и культура управления: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003 - 92 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело, 1992 - 275 с.