logo
Деловой разговор и публичное выступление

Заключение

Таким образом, обобщая все сказанное ранее, можно сформулировать следующие правила по подготовке к выступлению и поведению выступающего перед аудиторией, которые предложены немецкими психологами Барбелем Швальбе и Хайнцем Швальбе:

1. Настройтесь на аудиторию.

2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

7. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не монотонно.

8. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему. Этим вы можете однозначно завоевать аудиторию на свою сторону.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться у них одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама собой отпадет.

16. Именно в критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.

17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.

18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.

19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.

Иногда случается докладчику терять нить выступления. В этом случае очень помогают советы немецкого психолога Н. Энкельманна. Вот некоторые из его рекомендаций:

1. Никогда не говорите в начале своего выступления, что вы не компетентны в каком-либо вопросе, это производит плохое впечатление.

2. Спокойно объявите небольшой перерыв. Можете быть уверены, пауза может повредить лишь в редчайших случаях.

3. Сделайте краткие выводы по сказанному ранее. Скажите, например: «Подвод итоги сказанному, позвольте мне еще раз обрисовать положение».

4. Повторите сказанное вами последнее предложение. Таким образом вы выиграете время для раздумья. При этом можно сказать так: «Хочу еще раз подчеркнуть, что...»

5. Скажите обезоруживающе честно правду: «Ну вот, потерял нить мысли». Только в очень редких ситуациях вы не можете себе позволить сказать это откровенно.

6. Задайте вопросы слушателям. Таким образом вы получите небольшую передышку. Например: «Нет ли у вас вопросов по изложенному мной материалу?»

7. Просто смените тему: «Теперь перейдем к следующему вопросу...»

8. Имейте наготове для подобного случая какую-нибудь веселую историю или шутку: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод...» Разумеется, он должен быть каким-то образом связан с темой или поводом выступления.

9. Не переоценивайте своих слушателей и не слишком серьезно воспринимайте себя.

Ниже приводятся ошибки, которые наиболее часто допускаются при публичных выступлениях и деловых беседах. Проанализируйте свое поведение с учетом этих словесных недочетов:

1. Не строите ли вы слишком длинные предложения? Придаточные предложения не случайно называются придаточными. Они играют подчиненную роль. Поэтому используйте лучше короткие самостоятельные предложения. Это позволит вам заканчивать предложения, не переводя дыхания.

2. Не используете ли вы слишком длинные слова? Проанализируйте как-нибудь свой словарный запас. У длинных слов часто существуют более короткие синонимы.

Примеры.

Посредством чего-либо... лучше: при помощи...;

при использовании... лучше: благодаря...;

исключая... лучше: кроме...;

постановка вопроса... лучше: вопрос.

Следите, однако, за тем, чтобы ваша речь не казалась примитивной, и не употребляйте только короткие слова. Даже если свойственный вам способ выражения слишком прост, он все-таки должен оставаться выразительным.

3. Не слишком ли часто используете вы безличные предложения?

Старайтесь активно вовлекать слушателей в то, о чем вы говорите. Стремитесь больше использовать определенно-личные местоимения.

Примеры.

На этом примере можно поучиться... Лучше: На этом вы можете поучиться...

Даже если еще ничего не было слышно об этом... Лучше: Даже если вы еще ничего

об этом не слышали...

4. Не слишком ли вы нерешительны?

Не слишком ли много сослагательного наклонения в вашей речи? Особенно распространена формулировка «Я бы сказал, что...» Забудьте об этом штампе. Однако во время разговора о продаже лучше всего произнести: «Я бы сказал, сударыня, что вам эта шляпа очень идет!»

5. Обходитесь ли вы без утрированных форм вежливости?

В личной беседе глагол «позволять» является одной из форм вежливости («Позвольте пригласить вас к столу»). Тем не менее, в докладе он производит впечатление назидательности и доминирования («Позвольте привлечь ваше внимание»). Кроме того, этот глагол удлиняет без особой надобности ваши высказывания.

6. Используете ли вы модные словечки? Проанализируйте, не злоупотребляете ли вы некоторыми словечками.

7. Часто ли вы используете безличные глаголы?

Вместо «Предлагается занять места» лучше сказать: «Предлагаю вам занять места».

Вместо «Всем участникам выражается благодарность» лучше сказать: «Мы благодарим всех участников».

8. Не слишком ли много вы утверждаете?

Если вы утверждаете или даже поучаете, то в вашем выступлении много уязвимых мест. Попробуйте чаще облекать свои мысли в форму вопросов. Одновременно вы смягчите свое высказывание, если добавите коротенькое слово «также».

9. Задаете ли вы только закрытые вопросы?

Если нужно активизировать собеседника, то не следует задавать ему вопросы, на которые он может ответить только односложно: «да», «нет», «возможно».

Пример.

«У вас сегодня есть свободное время?» -- «Да».

Лучше: «Что вы делаете сегодня во второй половине дня?» -- «Мне нужно выполнить

несколько поручений».

Кстати, вежливый человек всегда ответит полно.

Вопросы, которые начинаются со слов «когда», «как», «где», «какая» и т.п., являются открытыми.

10. Правильно ли вы себя преподносите?

Каждый человек считает, что он является центром всего мира. Между тем существует более 4 миллиардов таких центров! Поэтому важно не то, что я делаю и чего я достигаю, а то, что они, другие, получают в результате моих действий.

Вывод: больше выдвигать на передний план интересы других.

11. Не говорите ли вы слишком быстро, без пауз?

Посмотрите внимательнее на круг своих знакомых. Кто слишком быстро говорит, тот особенно стремится добиться признания. Такие люди практически не могут говорить медленнее.

Заметьте себе на будущее: чем больше слушателей, тем медленнее следует говорить. Делайте паузы, не заставляйте слушателей перенапрягаться. Важно делать паузы, естественно, в нужных местах.

12. Поддерживаете ли вы зрительный контакт?

Вас о чем-то спрашивают и вы отводите свой взгляд, чтобы суметь лучше сосредоточиться. Неверно! Обязательно продолжайте смотреть собеседнику в лицо. Только таким образом вы излучаете уверенность и силу воздействия.

Список литературы

1. Алехина И. Имидж и этикет в бизнесе. - М., 2003

2. Кондратьева Т.М. Имидж как точная наука. - СПб., 2006

3. Сорокина А.В. Основы делового общения. - Ростов-на-Дону, 2004