§ 2. Восприятие проблемы аборта в других религиях
Выше мы рассмотрели точку зрения православия, так как она особенно важна для нашей страны, в которой большинство населения относится к православным. Но мы кратко остановимся также и на позиции других религий. Согласно Катехизису Католической Церкви: «С самого начала зародыш должен почитаться за личность»[ Цит. по: Программа по биоэтике. Общий курс. Тема 4: Морально-этические проблемы «статуса эмбриона» / И. В. Силуянова, В. И. Сабурова, К. А. Чернега и др.: [Электронный ресурс]. - (http://bioethos.ru/lect/main.htm).]. Официальные документы римско-католической церкви запрещают аборт даже по здравоохранительным мотивам (экциклика папы римского Павла VI “Humanae vitae”, 1968; Хартия работников здравоохранения, 1994)[ Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - С. 8. ].
В протестантских церквах осуждается аборт как средство контроля за рождаемостью, но допускается в исключительных ситуациях, например при беременности после изнасилования («Заявление-консенсус» по абортам Церкви адвентистов седьмого дня, 1990 и другие)[ Там же.].
В «Исламском кодексе медицинской этики» (Кувейт, 1981) современные тенденции разрешения абортов осуждаются. В частности, в нем говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама»[ Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др.: [Электронный ресурс] - (www.auditorium.ru/books/928/).]. Согласно некоторым мусульманским авторам, зародыш обретает форму человека на 3-4 месяце беременности, в силу чего в исключительных случаях и с согласия обоих супругов искусственный аборт допустим при небольшом сроке беременности.
Согласно буддизму, убить - значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». «Зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии»[ Там же.].
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще - нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, один из самых авторитетных иудейских богословов врач Маймонид учил: не следует щадить нападающего. Ссылаясь на этот принцип, доктор Шабад разрешал убийство ребенка в утробе матери, если беременность угрожала ее физическому или психическому здоровью[ См. Силуянова И. В. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. [Электронный ресурс] // http://www.r-komitet.ru/zdravie/abort-Sil.htm].
Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что все религии видят в эмбрионе - человека, и аборт считают убийством вне зависимости от срока беременности.
- Введение
- Глава 1. Отношение различных конфессий к проблеме аборта
- § 1. Отношение к проблеме аборта православной конфессии
- § 2. Восприятие проблемы аборта в других религиях
- § 3. Отражение религиозного взгляда на статус эмбриона в различных культурах
- Глава 2. Естественно-научный взгляд на возникновение и развитие (онтогенез) человеческой жизни
- § 1. Оплодотворение
- § 2. Эмбриональный период развития человека (первые 2 месяца)
- § 3. Плодный или фетальный период развития человека (с 3 месяца до рождения)
- § 4. Постнатальное развитие человека
- 3.6. Основные проблемы биоэтики
- Предмет изучения и проблемы биоэтики
- 43. Проблемы биоэтики
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Современные проблемы биоэтики.
- 3. Основные принципы и проблемы биоэтики.
- 42. Актуальные проблемы биоэтики.
- 10.2. Биоэтика. Биоэтические проблемы современности
- 3. Жизнь как ценность. Биоэтика
- Актуальные проблемы биоэтики.