53. Понятие цивилизации. Духовная культура и материальная цивилизация.
Цивилизация – многозначное понятие цивилизованное общество – общество, основанное на идеях свободы, справедливости, разума, закона (понятие входит в эпоху просвящения-18в.).
Культура – внутренняя жизнь духа, а цивилизация – внешнее проявление этой жизни (Фихте). Цивилизация – внешнее обустройство человеческого бытия, но обустройство – это еще не жизнь. Развитие и жизнь человека связаны с культурой. Всякая культура, полагал Бердяев, связана с культом, она возникает и развивается из религиозного культа. Она – продукт творческой работы духа над природными стихиями.
В современных исследованиях все чаще высказывается мысль о значимости духовной культуры как основы любой социальной системы. Что будет с западным обществом? (Римская цивилизация в период начала средневековья достигает своей кульминации и вскоре огромная империя начинает разрушаться). Современный мир нуждается в гармоничной цивилизации и духовной культуры. Для этого необходимо: развитие социального партнерства, поддержка образования, религиозная терпимость, укрепление правовой культуры и уважение к Закону.
54.Культура высокая и массовая. Культура личности.
20в. Породил новый социальный феномен, получивший название массовой культуры. Плодами высокой культуры могли воспользоваться лишь люди богатые и образованные, но эта ситуация начинает меняться в 20 столетии (развитие социализма, индустриализация), миллионы были не готовы воспринимать высокую культуру, требовалась более понятная культура. СМИ начали порождать произведения сориентированные на представителя многомиллионной массы.
Отмечаются позитивные следствия развития культур (достижения доступны каждому) и негативные (мало способствуют одухотворению и совершенствованию человека, под тотальным давлением человек начинает деградировать). Если общество не наполнит эту сферу возвышенными ценностями и идеалами, можно прогнозировать негативные явления – наркомания, психические заболевания, преступность.
Культурный человек – человек образованный, но из-за современной системы образования это не всегда так.
Культурный человек – это одухотворенная, всесторонне развитая личность, это этически ориентированная, правовая, философски мыслящая личность. Большое значение в современной жизни имеют политическая, экологическая и профессионально-трудовая культура. Немаловажную роль приобретаю бытовая и физическая культура, культура питания, способствуют не только общему культурному развитию человека, но и повышают его работоспособность, творческий потенциал и продолжительность жизни.
- 41. Свобода и ответственность личности.
- 42. Актуальные проблемы биоэтики.
- 43. Субъект и объект познания. Основные способности познания человека. Гносеологические концепции.
- 45. Научное познание и его специфика. Методы и уровни научного познания. Научная этика и моральная ответственность ученого.
- 46. Общество как целостная система. Специфика законов развития общества. Теории происхождения общества.
- 47. Структура и сферы жизни общества.
- 48. Понятие, функции и виды ценностей.
- 49. Смысл и направление развития истории.
- Вопрос о смысле истории.
- 51. Движущие силы исторического процесса.
- 52. Понятие, формы и виды культуры. Общественные функции и значение культуры.
- 53. Понятие цивилизации. Духовная культура и материальная цивилизация.
- 55. Многообразие культур и межкультурный диалог.
- 58. Причины и пути преодоления глобальных проблем.
- 59. Периодизация и методы исследования будущего.
- 60. Возможные модели развития будущего земной цивилизации.