logo search
54

1.Типология этических учений.

Существуют различные подходы, лежащие в основе типологии этических учений.

I. Принцип типологии: этический плюрализм. Его суть заключается в том, что этические направления как таковой классификации не получают. Это персоналистический плюрализм: мы просто берем персону мыслителя и рассматриваем его этическое учение, и, выделив основную идею, даем название этической концепции (Аристотель – «Этика добродетели», И. Кант – «Этика долга», А. Швейцер – «Этика благоговения перед жизнью» и др.).

II. Принцип типологии: этический монизм. Осуществляется поиск единого основания этических учений. Осуществляется деление всех философских теорий на два основных направления: идеалистические и эмпирические теории. Первые усматривают источник добродетели, морали в идеальных сущностях, вторые - в реальных основаниях жизни.

Идеалистические теории.

Идеализм:

субъективный объективный религиозный

Субъективный идеализм – основа всего существующего усматривается в человеческом разуме (И.Кант),

Объективный идеализм – основа всего существующего усматривается в абсолютном духе (Г.В.Ф. Гегель), в мире абсолютных идей (Платон), эти идеи находятся над миром/ за пределами бытия человека.

Религиозный идеализм – творцом всего существующего является Бог, а Бог - это надмировая идеальная сущность (Августин, Ф. Аквинский).

Эмпирические теории:

Натуралистические Космологические Эволюционные Социальные

Натуралистические теории - речь идет о природе человека, это «антропный натурализм». Он подразделяется на три направления:

А. Гедонизм – добродетельно все то, что ведет человека к удовольствию.

Б. Эвдемонизм - добродетельно все то, что ведет человека к счастью. Отличается от гедонизма тем, что человек для достижения счастья может отказаться от удовольствия и вести аскетический образ жизни.

В. Утилитаризм - добродетельно все то, что ведет человека к достижению пользы.

Космологические теории: источник морального порядка - это вселенский закон (например, логос, карма, Дао и др.).

Эволюционные теории в этике исходят из того, что моральные качества людей есть более совершенный уровень развития качеств, наличествующих у животных (Ч. Дарвин).

Социологические теории:

А. Теория общественного договора. Социальный договор – источник морального порядка. (Т. Гоббс)

Б. Концепция разумного эгоизма – человеку дана способность контролировать свой эгоизм силой разума (Н.Г. Чернышевский).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:

А. натуралистические концепции: мораль – результат развития природных закономерностей (Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии);

Б. социологические концепции:

•мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)

•или репрессии (Ф. Ницше, З. Фрейд);

В. антропологические концепции: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм);

Г. супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф. Аквинский, русская религиозная философская традиция).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:

А. Гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад);

Б. Утилитаристские, прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Б. Франклин, марксизм);

В. Перфекционистские учения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

Г. «гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Э. Фромм)