logo search
Этика речевого общения и этикетные формулы речи

7. Деловой этикет Истоки делового этикета

Этикетом обычно называют правила поведения, принятые в данном обществе. Сам термин имеет французское происхождение и вошел в международный обиход в XVII веке. Гостям Людовика XIV вручались карточки "этикетки" с правилами поведения при дворе. Этикет стал способом существования аристократии.

Но рождения термина не следуют отождествлять с возникновением этого специфического института общественной жизни. Этикет как свод правил общения людей между собой, поведения каждого человека в обществе складывался исторически и наследовал обычаи и традиции многих народов древности.

Правила поведения у самых разных народов мира, несмотря на внешние различия, имеют сходные черты. Общими являются некоторые жесты приветствия, позы высокой престижности, определенные способы выражения эмоций, гостеприимство, обмен подарками. Многие черты поведения имеют ритуальные истоки. Можно сказать, что этикет - это ритуал, лишенный жестокости и обязательности. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека. Ключ к проблеме происхождения культуры поведения дает изучение исторической связи этикета и ритуала.

Предполагается, что ритуал предшествовал этикету, а этикет, в свою очередь, формируется на основе ритуала.

Некоторые стереотипы поведения начали складываться в период первобытного стада. Одним из признаков отделения человека от животных стали почтительное отношение к старикам и захоронение покойников.

В матриархальном родовом обществе проявились такие нормы поведения, как самоотверженное отношение к труду и к боевой защите, правила приветствия сородичей и соплеменников, традиции воспитания и обучения, отвращение к кровосмесительным бракам, гостеприимство.

Нравственные нормы изменились с переходом к патриархату. Высшей добродетелью стало преклонение перед властью отца. У всех народов при патриархальном строе утвердился многозначительный свадебный церемониал, в котором запечатлена назидательная нравственная символика. У восточных славян соединение рук молодых означало передачу девушки в собственность жениху, удар жениха по спине невесты плеткой символизировал неограниченную власть мужа над женой, разувание жениха невестой - беспрекословную покорность жены мужу.

Возникновение имущественного неравенства привело к тому, что нормы поведения, общие для всех членов общества, ранее стали раздваиваться. С одной стороны - презрительное отношение к бедным родственникам, спесивость и заносчивость, а с другой - почтительность, кротость и повиновение перед старейшинами.

Это противоречие углублялось появившимися различиями в содержании и уровне воспитания. Трудолюбие перестает быть добродетелью, а становится уделом беднейших.

В эпоху распада родового строя нравственные нормы сливались с религиозными. Религия не могла не оказывать влияние на поведение и нравы людей. Правильное поведение всегда было условием спасения человеческой души. Изучая религиозные доктрины, можно многое понять о национальных этикетных традициях народов мира.

Развитие нравственных норм и правил находили свое отражение как в фольклоре, так и в письменных памятниках различных стран и народов. впервые зафиксированные в письменной форме нормы поведения были обнаружены в древнем Шумере. Шумеры считали, что высокие моральные качества были дарованы людям богами.

Образцом поведения в Древней Греции через мифотворчество объявлялись поступки богов. В "Одиссее" Гомер описывал нравы богов и героев. огромное влияние на умы людей в период античности оказывали философы, чье поведение, повседневная жизнь, манеры становились этикетным кодексом для учеников и последователей. Понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей было основным постулатом античности. Но прекрасное характеризовало не столько предмет, сколько красоту отношений, возникающую между вещами и явлениями. Это относилось и к личной, и к общественной жизни. Древнегреческий философ Аристотель обращался и к этике деловых отношений. Он писал о моральных основах прибыли, торгов, ростовщительства. Его рассуждения о справедливой цене могут рассматриваться как своеобразное наставление для предпринимателей.

С упадком античной культуры переосмысливались нормы поведения человека в обществе. Единственной целью человеческого существования провозглашалось наслаждение. В то же время, прослеживалась логическая взаимосвязь, которая вела от наслаждения к пресыщенности, от пресыщенности к извращенности.

С укреплением императорской власти в Древнем Риме вырабатывались особые правила обращения к монарху и регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати.

В эпоху средневековья придворный этикет формировал нормы и правила галантного поведения, многие из которых сохранились и лежат в основе современного этикета. В XVIII в. вышли специальные книжные руководства по поведению "Манеры за столом" и "Дисциплина клерикалис". Придворный этикет самым строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Заранее было определенно, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.

Воспитанность, культура, учтивость и умение держать себя в обществе были уделом избранных. Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти.

В жизни простого народа господствовали вековые традиции, которые переплетались с законами и обрядами, привнесенными христианской религией.

Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в XVII в. сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и церкви, семьи и слуг. "Домострой", первоначально написанный Сильвестром, содержал, прежде всего, правила поведения в повседневной домашней жизни, которая и была в то время основной формой общения. В то же время, он предписывал обучать детей грамоте, ремеслам и торговле. В "Домострое" провозглашалось основное правило межчеловеческого общения: "Чего сам не любишь, того и другому не делай".

Эпоха Петра I решительно изменила жизненный уклад русских людей. По его распоряжению была переведена и издана книга "Юности честное зерцало, или показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Книга была предназначена, прежде всего, для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. В общении же со слугами предлагалось быть недоверчивыми и презрительными. Весьма желательным считалось для дворян вести беседы на иностранных языках, во-первых, чтобы их можно было отличить от "незнающих болванов", а, во-вторых, чтобы разговор был непонятен прислуге.

Новые обычаи и правила резко отличались от патриархальных устоев. В допетровской России общение между людьми было крайне ограничено и зачастую замыкалось узким семейным кругом. В XVIII в. все изменилось. В новой столице устраивались всевозможные праздники, театральные представления, празднества. К участию в светской жизни наравне с мужчинами допускались и женщины. Принудительно вводилось обязательное ношение европейского платья.

Одной из ключевых фигур, способствующих преобразованиям Петра, был фельдмаршал Б.П. Шереметьев. Он бывал при иностранных дворах в качестве посла русского монарха. Возвратившись в Россию, он подавал пример "утонченности в нравах", которые старался распространить между своими соотечественниками. Он первым из русских предстал перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой.

Следует отметить, что изменения коснулись, в основном, внесемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Одним их основным актов Петровских реформ стало учреждение коллегионального управления.

Учреждения XVIII в. отличались от учреждений предыдущего периода способом их создания: объявления закона или реформы.

Генеральный регламент, утвержденный 28 февраля 1920 года определил задачи, функции, структуру коллегий. Кроме того, этот документ устанавливал нормы поведения людей, возникающих в ходе государственной службы.

Генеральным регламентом предписывалось присягать на должность. Главным мерилом "благопристойности" чиновника являлась честная и верная служба государю. Закон определял внутренний распорядок работы коллегии, устанавливал внутренние часы для служащих. Обязательность его исполнения регулировалась системой штрафов. Чиновники имели право на четырехнедельный отпуск летом, зимой с 25 декабря по 7 января, в первую и последнюю неделю поста, пасхальную неделю. Посетителям нельзя было входить в зал заседаний без предварительного доклада вахмистра. Доклад полагалось делать стоя, но чинам выше полковничьего предлагали стул.

Регламент изложил требования к убранству зала заседаний. Пол покрывали дорогим ковром, стол застилали хорошим сукном, перед каждым членом коллегии стояла чернильница со всеми письменными принадлежностями. Стол секретаря находился справа от основного, а нотариуса - слева. Особо оговаривалось, что для царя не сооружался особый престол.

Президента коллегии не было принято встречать у входа. Когда президент приходил или уходил, служащие должны были приветствовать его вставанием и отдать честь.

Президент же не только следил за надлежащим исполнением служебных обязанностей, но и надзирал за внешним видом и костюмом чиновников, за манерами их поведения на службе и даже в быту. Недостойное поведение могло наказываться отнятием чина.

Порядок прохождения службы был закреплен Табелем о рангах 1722 года. Им была упорядочена система назначений, отрегулировано производство в чины, правила титулования. В "табеле" нашли свое отражение складывающиеся нормы служебного этикета.

Закон требовал, чтобы каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением "не хуже и не лучше". Позднее эти правила были распространены и на жен чиновников. В 1742 году был издан специальный указ, позволяющий только "особам первых пяти классов" носить шелка, парчу, кружева.

Одним из требований делового общения является соблюдение этикетных норм в деловой переписке. Начиная с XVIII века формы многих документов определялись законодательно. В XIX веке создавалось множество письмовников, содержащих образцы писем на все случаи жизни. Руководства по этикету рекомендовали включать искусство вести переписку в программы образования представителей всех классов.

Писать неразборчиво считалось неприличным. В письмах к титулованным особам титул подписывался в первой или во второй строке письма. Личное местоимение "Вы" всегда писалось с большой буквы. Проявлением хорошего тона считалось обязательное указание адресата и даты письма.

Правила написания адресата определялись соподчиненностью должностных лиц и учреждений. В переписке равных учреждений и низших с высшими адресат начинался с предлога "в"; "В 1 Департамент Министерства внутренних дел". В отношениях высших присутственных мест с низшими адресат писался в дательном падеже.

При адресовании документа вышестоящему лицу перед его должностью и фамилией указывался титул. При переписке равных между собой лиц и старших с младшими титул опускался.

События февраля и октября 1917 года резко изменили не только социально-экономическую жизнь России, но и сложившиеся веками обычаи и традиции. Ломке подвергся и светский этикет столичной жизни, и служебный этикет государственных учреждений, и старосветские нравы русской глубинки. правила пролетарского этикета чаще всего происходили из принципа от противного в соответствии с революционной идеей "кто был никем, тот станет всем". Но такое радикальное отношение к этическим нормам было достаточно ограниченным во времени.

Бюрократические начала, лежавшие в основе служебного этикета, вписались в стиль работы советского государственного аппарата. Выход Советского Союза на международную арену в начале 20-х годов вынудил советских дипломатов и высших партийных функционеров приобщаться к европейскому стилю общения.

С течением времени Россия все больше открывается для контактов. Все больше число сограждан сталкивается с необходимостью повседневно общаться с представителями самых различных государств. Это предопределило взаимопроникаемость этикетных норм. Одновременно, упрощаясь и демократизируясь, они стали универсальным языком общения.

Правила этикета всегда были и останутся выражением духа времени, отражением социальных устоев. Меняется жизнь, меняется и внешнее поведение, но поведение, основанное на принципах морали, целесообразности действий, эстетизме, учете традиций и обычаев, должно входить в круг интересов любого человека и помочь ему достойно справиться со многими сложностями.