Обращение и его виды
Следует различать следующие виды обращения:
официальное;
неофициальное;
безличное.
Различные виды обращения используются в зависимости от ситуации. Не следует в официальной обстановке использовать неофициальный вид обращения (по имени, на «ты»), даже если вы хорошо знакомы с человеком. Официальный же вид обращения выглядит нелепо, например, на дружеской вечеринке, если это только не является шуткой.
Безличное обращение используется в общественном транспорте, в магазинах, на улице. К этому виду обращения относятся такие фразы как «позвольте...», «прошу прощения, вы не знаете, где находится...», «извините, как пройти...» и т. п.
Культура внутриорганизационных отношений проявляется в форме обращения, установившейся между руководителем и подчиненным.
Достаточно распространенное в практике служебных отношений снисходительное обращение начальника к подчиненным на «ты» демонстрирует высокомерие и неуважение к личности сотрудника, который в силу субординации не может ответить тем же. Эта несимметричность обращения служит почвой для создания нездоровой атмосферы в коллективе, исключает доверительность отношений и взаимное уважение.
Этикет межличностных отношений всегда требовал особой деликатности в переходе с официального «вы» к простому и дружескому «ты».
Мы и сегодня слышим из уст некоторых руководителей это, якобы демократичное, а на самом деле одностороннее обращение «ты» к подчиненным. Этот знак выражения доверия и близости в отношении к стоящим на более низкой ступени служебной лестницы превращается в демонстрацию бесцеремонности и грубости, свидетельствуя об отсутствии должной культуры, и оказываясь нередко лишь оборотный стороной холуйства по отношению к вышестоящим.
Требование служебного этикета, касающееся симметричности обращения, важно помнить не только руководителю, но и подчиненному.
Случается, что людей, занимающих сегодня разные ступени служебной лестницы, связывают неформальные отношения, сложившиеся в период совместной учебы или работы на прежнем месте, поэтому обращение на «ты» для них привычно и естественно.
Однако такое обращение подчиненного к руководителю в глазах сослуживцев может быть воспринято как фамильярность, а руководителя к одному из подчиненных – как проявление неодинакового ко всем отношения, выделения «своих», «любимчиков», выражение особого расположения к «избранным», «приближенным». Поэтому одинаковое обращение ко всем сотрудникам на службе «вы» является не только выражением воспитанности и тактичности руководителя, но и важным инструментом сохранения служебной дистанции и поддержания дисциплины в коллективе.
- Культурология Методические рекомендации к курсу «Культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- Тема 3. Элементы культуры
- Тема 4. Историческая типология культур
- Тема 5. Культурное наследие, его сохранение
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 7. Древнейшие мировые культуры
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- Тема 9. Мусульманская культура: ее возникновение
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- Тема 15. Культура России Нового времени
- Тема 16. Феномены культуры хх века
- Библиографический список к разделу 2 Обязательная литература
- Раздел 3. Культура менеджеров
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Библиографический список к разделу 3
- Планы и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
- Вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Структурно-логические схемы основных тем, изучающихся в курсе «культурология»
- Раздел 1. Теория культуры
- Тема 1. Введение. Понятие «культура»
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 2. Становление культурологии как науки
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3. Игровой подход (с. Лем, й. Хейзинга, х. Ортега-и-Гассет)
- Тема 3. Элементы культуры
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 4. Историческая типология культур
- 3 Вопрос
- Раздел 2. История культуры
- Тема 6. Первобытная культура
- Тема 8. Культура Дальнего Востока
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- Тема 9. Мусульманская культура:
- 3 Вопрос
- Тема 10. Истоки европейской культуры
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 11. Средневековая культура Европы
- Тема 12. Западноевропейская культура эпохи Воз рождения и Реформации
- Тема 13. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- Тема 14. Развитие русской культуры:
- 1 Вопрос
- 2. Вера в богов земли
- 3. Вера в небесных богов
- 2 Вопрос
- Тема 15. Культура России Нового времени
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 16. Феномены культуры хх век
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- Тема 17. Профессиональная деятельность и
- Тема 18. Эстетическая культура и ее место в
- Тема 19. Культура руководителя и подчиненного. Деловая культура в менеджменте
- Сочетаемость галстука и рубашки
- Как завязать галстук
- Культура руководителя (совещания и планерки)
- Этикет руководителя при проведении совещаний и планерок
- При подготовке к совещанию необходимо:
- Правила подготовки совещаний:
- Правила эффективного совещания
- Правила проведения планерки
- Внешний вид руководителя
- Женщина на посту руководителя
- В чем заключается специфика отношений мужчины и женщины в деловой сфере?
- Взаимодействие со средствами массовой информации
- Знакомство и представление
- Ведение беседы
- Визитная карточка
- Использование визитных карточек
- Титулы и звания
- Приветствие знакомого или незнакомца
- Деловое общение «руководитель – подчиненный» («сверху-вниз») – субординация
- Распоряжение
- Наказание
- Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
- Поощрение
- Увольнение
- Обращение и его виды
- Общение с подчиненным
- Совещание с подчиненными
- Границы лояльности
- Чувство дистанции
- 10.3 Деловое общение «снизу-вверх» – субординация
- Этикет в отношениях подчиненного к начальнику
- Нужно ли вставать, когда входит руководитель?
- Как входить в здание и выходить из него
- Вверх и вниз по лестнице
- Чужое место
- Поездка в командировку
- Как давать прикурить
- Место и время для курения
- Последствия курения
- Подарок, правила гостевого этикета
- Деньги в подарок
- Цветы в подарок
- Вручение подарка
- Ритуальный этикет
- Культура телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора
- Правила пользования сотовым телефоном в деловой и иной обстановке
- Когда не следует пользоваться телефоном
- Телефонное хулиганство
- Телефонный разговор с грубияном
- Телефонный звонок. Неудобные ситуации
- Правила пользования диктофоном
- Телефакс – правила ведения переписки
- Запись разговора на автоответчик
- Этикет государственного и муниципального служащего в Интернете, этикет в компьютерных сетях
- Электронная почта, правила делового и служебного этикета
- Правила пользования электронной почтой
- Правила поведения в чате
- Этикет в локальных компьютерных сетях
- Тест на эрудицию