logo search
54

3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.

Американская исследовательница Л. Нэш выпустила книгу с характерным названием – «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.

Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.

В результате, делается вывод: изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:

• Жадность.

• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.

• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.

• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.

• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.

• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.

• Низкое качество работы и товаров.

• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.

• Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.

Наличие фаворитов.

• Жесткие цены.

• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.

• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.

• Недостаток внимания семье или личным делам из-за обилия работы.

• Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.

• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.

• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.

• Большее внимание перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.

• Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.

• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.

• Затягивание и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.

«Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», – отмечает Л. Нэш. Как отмечает далее автор: «деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.»

Таким образом, человек, действуя в сфере деловых отношений, берет на себя бремя дополнительной ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах деловой этики, например:

• беспристрастность, объективность;

• прямота, полное разоблачение;

• конфиденциальность;

• должное старание / обязанность заботы;

• точное исполнение профессиональных обязанностей;

• избежание потенциальных или явных конфликтов.

Таким образом, деловая этика неразрывно связана с общей этикой, она вырастает из нее. Деловая этика представляет совокупность специфических

требований морали, реализующихся при выполнении специалистами профессиональных обязанностей.

Культура деловых отношений в России всегда имела свои особенности именно в плане этическом.

В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США,

российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России. Какие этические принципы содержал этот кодекс?

  1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

  2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных тношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

  3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

  4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

  5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

  6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

  7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире Национальная программа «Деловая культура России», созданная в 1995 году, призывает Российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.

Принципы личности:

  1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

  2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.

  3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

Принципы профессионала:

  1. Всегда веди дело сообразно своим средствам.

  2. Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.

  3. Конкурируй достойно. Не доводи разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.

Принципы гражданина России:

  1. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

  2. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.

  3. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.

Принципы гражданина Земли:

10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.

11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.

12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они – не хуже и не лучше нас – они просто другие.

Выводы