logo search
9_14_OSOBENNOSTI_YaZ_KA_DELOV_Kh_BUMAG_I_DOKUME

III. Требования к административному речевому этикету.

В составлении и оформлении деловой документации не последнее место занимает административный речевой этикет некоторые элементы которого требуют особого внимания-

  1. Наиболее распространенные формы обращения: Уважаемый..., или Уважаемый...! Следует помнить, что запятая после обращения придает документу (письму) будничный характере; знак восклицания указывает на то, что факту обращения к данному лицу или затронутому вопросу придается особое значение. Если в обращении указывается имя и отчество, а Фамилия не называется, то обращение приобретает личный характер. Включение в формулу обращения фамилии адресата придает тексту документа вежливо-официальный оттенок.

  2. Текстовое употребление слов: товарищ (т.), господин (г-н), гражданин (гр.) имеет свою специфику. Слово товарищ, преимущественно употреблявшееся в нашей стране до 90-х годков, вытесняется словом господин, используемым в мировой практике. Слово гражданин применяется тогда, когда то или иное лицо рассматривается как субъект гражданских правоотношений.

По ГОСТу 6.38-72 "Организационно-распорядительная документация. Единый формуляр-образец" не следует употреблять - текстовое сокращение т. при указании фамилии в подписи, упомянутый ГОСТ указывает также, что инициалы должны ставиться после фамилии; если перед фамилией стоит сокращение т., то инициалы могут не указываться.

3. В ведомственной письменной речи имеет место тенденция к утрате местоимения я. Например, вместо я прошу пишут прошу. Вместо я выполнил пишут мною выполнено. Однако нельзя сказать *мною решено. Правильно: я решил. В целом местоимение я употребляется только в докладных и объяснительных записках.

Административный речевой этикет предусматривает уме­ние пользоваться местоимением он. Оно может быть средством и обезличивания, и фамильярности, поэтому требует особой осторожности, даже ограниченности при пользовании им в служебных документах. Вполне очевидно, что в приказе, поста­новлении, решении, распоряжении, характеристике следует указывать фамилию лица и его инициалы.

В характеристике в каждом абзаце повторяются фамилия и инициалы лица, на которое она составляется.

4. Следует учитывать, что служебные документы пишутся в нейтральном доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости, использование вычурных оборотов с выражением чрезмерной вежливости и т.п.

Разумеется, никакой список рекомендуемых выражений не позволит полностью решить проблему административного ре­чевого этикета. Только внутренний такт и объективность в оценке тех или иных производственных ситуаций могут под­сказать выбор слов и выражений.

Употребление местоимений Ты и Вы.

Личные местоимения ты и вы составляют основу речевого этикета – принятых в русском языке форм обращения. На ты принято обращение в семье, между близкими родственниками и друзьями; на вы обращаются друг к другу люди малознакомые и незнакомые, вы принято также в официальной и служебной обстановке. Использование местоимения ты при отсутствии близких отношений между говорящими (например, в обращении к постороннему взрослому человеку) является грубым нарушением не только языковых норм, но и норм культурного человеческого общения. Местоимение вы при вежливом обращении (к одному человеку) в личной и деловой переписке пишется с заглавной буквы: Вы, Вам, а в других жанрах письменной речи - со строчной (например, при передаче прямой речи в тексте художественного произведения).

Возвратное местоимение себя и притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложении: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад – местоимение по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.