3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
Прикладной характер этических исследований феноменов жизни и смерти приводит к необходимости выделения нравственного аспектов в указанной проблематике. Легализация эвтаназии (что обсуждалось выше), применение смертной казни (об этом пойдет речь ниже) – «дилеммы правовой этики», обнаруживающие сложное переплетение правовых и нравственных аспектов. Во все времена проблема» смертной казни» властно притягивала к себе всеобщее внимание тем, что связана с основополагающими ценностями бытия (жизнью как нравственной ценностью), затрагивает наиболее волнующую и сумрачную из тем — тему смерти. И почти всегда обозначенная дилемма смертной казни поляризовала, разводила в противоположные стороны мнения о ее справедливости, целесообразности и правомерности. О смертной казни можно судить с разных сторон. Однозначный ответ здесь так и не найден. Существуют различные аспекты этого вопроса: этический, социальный, правовой, религиозный, исторический, антропологический и другие.
Правовой аспект: Смертная казнь – это мера уголовного наказания. Из всех преступлений наибольшей степенью противоправности и безнравственности является убийство (ст. 105 УК РФ). Между тем по количеству убийств Россия занимает одно из первых мест в мире. Уровень убийств на единицу населения в нашей стране выше, чем в западных странах в 2,3 раза. Ответственность за убийство предусматривается в ст. 105 УК РФ. Однако далеко не во всех случаях наказание за это самое тяжелое преступление бывает справедливым, адекватным содеянному. Это не соответствует укреплению нравственности, отношению к жизни как к высшей ценности.
Тема правомерности существования смертной казни как меры наказания сейчас активно обсуждается различными СМИ в разных странах. В Европе смертная казнь запрещена, у нас на нее мораторий, а в Америке в некоторых штатах пока существует. Таким образом, 90 государств и территориальных образований полностью отменили смертную казнь; 11 государств отменили смертную казнь за все преступления, за исключением особо тяжких, таких как военные преступления; 32 государства не применяют смертную казнь на практике: законодательство данных стран предусматривает подобную меру наказания, однако приговоры не приводились в исполнение на протяжении последних 10 и более лет. Считается, что эти страны придерживаются политики устоявшейся традиции не приводить в исполнение смертные приговоры; ещё 64 государства сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, в которых заключённых фактически казнят, в любой отдельно взятый год существенно меньше.
С 2000 года применялись следующие виды смертной казни: отсечение головы (Саудовская Аравия); казнь на электрическом стуле (США); повешение (Египет, Иран, Япония, Иордания, Пакистан, Сингапур и другие страны); смертельная инъекция (Китай, Гватемала, Таиланд, США); расстрел (Белоруссия, Китай, Сомали, Тайвань, Узбекистан, Вьетнам и другие страны); побитие камнями (Афганистан, Иран). По состоянию на декабрь 2000г. смертная казнь применялась в 71 государстве, причем наиболее широко в КНР, Иране и Саудовской Аравии. Вместе с тем установившаяся во второй половине XX в. общемировая тенденция к отказу от смертной казни проявилась в том, что уже 87 государств de jure отменили смертную казнь, а 36 стран отменили ее de facto. Формирование на основе Конституции РФ 1993 г. правового государства предполагает обеспечение основных прав и свобод человека, а следовательно и отмену смертной казни. Более того, интеграция России в Европейское сообщество потребовала предпринять в этом направлении конкретные шаги. 16 апреля 1997 г. Россия подписала Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Однако запрет назначения смертной казни был установлен 2 февраля 1999 г. только Конституционным Судом РФ до создания на всей территории России судов присяжных. Таким образом, применение смертной казни в настоящее время приостановлено.
Этический аспект: Исходя из принципа гуманизма, можно утверждать, что жизнь священна, это то неприкосновенное богатство, которое есть у каждого из нас. Так одна из заповедей гласит: «Не убий». Поэтому как общество должно ценить жизнь каждого индивида, так и каждый индивид должен ценить свою жизнь.
С точки зрения личности, которая ожидает этой смертной казни, это подобно катастрофе – само ожидание, особенно, если человек еще молод или если преступление не настолько тяжкое, не стоящее столь серьезного наказания. Общество уничтожает таких людей, так как противопоставляет себя ему. В качестве примера страданий человека, приговоренного к смертной казни, можно привести литературные персонажи: Жюльен Сорель («Красное и Черное» Стендаля) и Клайд Гриффитс (из «Американской трагедии» Драйзера). Оба молодых человека сильно страдают, прощаясь с жизнью перед смертной казнью. Здесь они уходят из жизни в самом ее начале, хотя их нельзя рассматривать как окончательно потерянных для общества, и применение смертной казни для них выглядит отчасти как убийство их обществом, спровоцированное политическими интересами отдельных представителей. Поэтому в случае применения обществом смертной казни должны существовать жесткие критерии и контроль за ее применением во избежание манипулирования этим инструментом.
Социальный аспект: Смертная казнь необходима обществу для охраны устоев этого общества и для охраны граждан. Поэтому на разных этапах развития того или иного общества, разные по тяжести поступки и преступления служат причиной для вынесения смертного приговора. В настоящее время самыми страшными преступлениями против личности являются убийства, насильственные действия против детей, насилия против женщин. В разряд преступников, к которым применяется смертная казнь, могут попадать люди, совершившие перечисленные преступления против личности. Наиболее резонным выглядит применение смертной казни против маньяков, унесших множество жизней. Избавление общества от этих преступников оправданно, так как эти люди уже потеряли человеческий облик и к членам человеческого общества уже не могут принадлежать.
На основе потребностей конкретного общества разрабатываются правовые нормы по применению смертной казни, строгое соблюдение которых является прерогативой органов юстиции и поддержания правопорядка. Все общество в целом, включая СМИ, внимательно следит за соблюдением процессуальных норм, и зачастую общественное мнение служит дополнительным критерием в вопросах правомерности применения смертной казни. Иногда под давлением общественного мнения верховные власти вынуждены вмешиваться в процессуальную процедуру и отменять уже вынесенный судом смертный приговор. Так, например, нескольким болгарским медикам в Ливии вынесли смертный приговор за то, что они якобы заразили несколько сотен детей СПИДом. Но под воздействием общественного мнения в это действие вмешались власти Болгарии, и власти Ливии были вынуждены отпустить этих медиков на родину.
В рамках правовой этики, дилемма смертной казни получает свое выражение в полемике между ее противниками и сторонниками.
1.Является ли смертная казнь справедливым возмездием и эквивалентным воздаянием за совершенное преступление?
Аргумент несправедливости и неэквивалентности смертной казни. Допустим, что было бы справедливо и необходимо компенсировать убийство жертвы смертью убийцы. Но смертная казнь – не просто смерть. Она добавляет к смерти регламент, публичную преднамеренность, известную будущей жертве, наконец, организацию, которая сама по себе является источником моральных страданий. То есть здесь нет эквивалентности и адекватности, и смертная казнь приравнивается в данном аргументе к самому преднамеренному из убийств.
Аргумент справедливости смертной казни. То, что она несправедлива – ложное мнение. Этот упрек основывается на мысли го возможности и необходимости выстроить точное соответствие между злом, которое причинило правонарушение. И страданием, проистекающим из кары. У правосудия не должно быть притязаний на точность этого соответствия. Смертная казнь рассматривается как своего рода потолок, выше которого подняться невозможно. Разумные требования сводятся к тому, чтобы ее применяли только к тем, кто совершил достаточно тяжкое преступление, чтобы она оказалась заслуженным наказанием.
2.Обладает ли смертная казнь устрашающим воздействием, упреждающим и предотвращающим новые преступления?
Аргумент бессилия страха смерти. Нельзя отрицать, что люди боятся смерти. Лишение жизни – безусловно, высшая мера наказания. Законодатель вправе полагать, что его закон воздействует на одну из самых мощных «пружин» человеческой природы. Однако, история свидетельствует, что страх смерти редко побеждал другие человеческие страсти. Поэтому, в лучшем случае, смертная казнь может устрашить только слабых и робких людей, не склонных к преступлению, и, напротив, она не оказывает должного воздействия на людей с сильным характером.
Аргумент устрашающего воздействия смертной казни. Число тех, кто испытывает страх перед смертной казнью, выше, чем тех, кого это наказание не устрашило. Важно напомнить, что смертная казнь отменялась, как правило, в эпохи снижения уровня преступности, и чаще всего под влиянием политических, экономических и социальных условий. С точки зрения устрашения преступника она более действенна, нежели все другие виды наказаний.
3.Не является ли смертная казнь более гуманной мерой наказания, чем, например, пожизненное заключение?
Аргумент абсолютной жестокости и непоправимости смертной казни. Смертная казнь сторонниками этого аргумента рассматривается как наиболее жестокий вид мести. Человеку не дается никакой возможности искупить свою вину, поэтому смертная казнь рассматривается как незаконная узурпация естественного права на жизнь, которым неотъемлемо обладает каждый, даже самый плохой человек.
Аргумент сравнительной гуманности смертной казни. Нет никакой уверенности в том, что пожизненное заключение – менее варварское наказание, чем смертная казнь, и что лучше причинять страдания. Не причиняя смерти, нежели причинять смерть, не причиняя страданий. По большей части. Как считают сторонники этого аргумента, отторжение, вызываемое смертной казнью, связано со способом ее осуществления. Отсюда большой интерес к поиску более гуманного метода смертной казни, приносящей как можно меньше страданий.
Выводы
К экзистенциальным категориям этики относятся: смысл жизни, смерть, любовь, свобода, ответственность, морально-нравственный выбор и др.
Прикладной характер исследований феноменов жизни и смерти приводит к необходимости выделения этического аспектов в указанной проблематике.
Осмысление этической проблемы ценности жизни носит открытый характер и не может быть исчерпано до конца.
Этические проблемы «эвтаназии» и «смертной казни» существует только для тех, кто признает принцип безусловной ценности человеческой личности, право каждого человека на жизнь, смерть и личный выбор.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19