2. Экологическая этика
Экологическая этика – это универсальная этика человеческой деятельности, уделяющая огромное внимание вечной мировоззренческой проблеме: каков смысл существования человека во Вселенной и Вселенной – в человеке.
Предметом экоэтики является отношение Человека к Природе, предполагающее и его отношение к самому себе. Экологическая этика означает становление новой формы сознания – энвайронментального сознания, синтезирующего глобальное видение мира с гуманистическими ценностями.
Нравственный смысл экоэтики, по мнению ее основоположника Альдо Леопольда, заключен в формировании нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства любви и сострадания к природе и чувства времени, предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений.
В этой связи важной задачей экологической этики является создание ясных и четко выраженных ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь.
Экоэтика может предложить следующие условия диалога с будущим:
- необходимо отказаться от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;
- при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды, приоритетной должна быть ответственность перед потомками;
- недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Основные принципы экоэтики определяются противостоянием двух позиций: антропоцентристской и биоцентристской, от решения которого зависит выбор формы отношений человека и природы. Согласно антропоцентризму, единственным и высшим критерием в шкале ценностей является человек. Именно с этих позиций человек тысячелетиями подчинял себе природу. Биоцентристские концепции выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы.
Человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности и праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы. Проблему моральных ценностей в отношениях с природой человеку следует решать, исходя из того, что и экосистемы, и сообщества людей являются самостоятельными моральными субъектами, которые обладают собственной неотъемлемой ценностью.
Таким образом, ценностно-мировоззренческой основой экоэтики выступают отказ от «эгоцентризма» и признание существования в основах мироздания природных сил. Только такое «одухотворенное» отношение к миру и природе делает возможным нравственно-понимающее отношение к природе. Требующее коренного пересмотра традиционных этических принципов, такое отношение к природе связано с процессом экологизации морали, проявляющимся в следующем:
- отношение людей к природным объектам начинает определяться не материально-экономическими, правовыми или религиозными предписаниями, а нравственными нормами и принципами;
- нравственный долг и угрызения совести по отношению к природе становятся основными частями морального сознания, происходит экологизация «традиционных» норм и принципов, например, появляется понятие «экологическая совесть»;
- появление новых моральных ценностей предполагает исключение «старых» принципов полезности и целесообразности;
- идет постепенная, сложная и длительная перестройка морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое воспитание и просвещение;
- становится необходимостью обоснование и введение в действие нравственно-экологического императива – объективных требований к людям, ответственным за научно-технический прогресс и использование его достижений с практическими целями;
- традиционный этический принцип гуманизма дополняется принципом «благоговения перед жизнью», выдвинутым А. Швейцером. Согласно ему, «как только человек стал мыслящим, он почувствовал потребность относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. В своей жизни он как бы переживает чужую жизнь. Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит для него делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит для него делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали…».
- Глава 1. Предмет этики
- 1. Общая характеристика этики
- 2. Происхождение и эволюция нравственности
- 3. Структура этики
- Вопросы
- Глава 2. История этических идей
- 1. Античная этика
- 2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
- 3. Англосаксонская этика: от ф. Бэкона до р. Хэара
- 4. Западно-европейская этика: от м. Монтеня до а. Швейцера
- 5. Русская этика: от ф. М. Достоевского до н. О. Лосского
- Вопросы
- Глава 3. Основные религиозные нравственные учения
- 1. Нравственность и религия
- 2. Нравственное содержание буддизма
- 3. Этика конфуцианства
- 4. Иудейская этика
- 5. Христианская этика
- 6. Исламская этика
- Глава 4. Категории этики как высшие моральные ценности
- 1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
- 2. Добро и Зло
- 3. Свобода и ответственность
- 4. Нравственное содержание Справедливости
- 5. Честь и Достоинство человека
- 6. Совесть
- 7. Смысл жизни
- 8. Счастье как этическая категория
- 9. Любовь как высшая ценность
- 10. Моральные ценности семьи
- Вопросы
- Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения
- 1. Что такое прикладная этика
- 2. Экологическая этика
- 3. Биомедицинская этика
- 3.1. Моральные проблемы искусственного аборта
- 3.2. Проблема эвтаназии
- 4. Проблема смертной казни
- 4.1. Насилие и государство
- 4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»
- 5. Профессиональная этика
- 5.1. Профессионализм как нравственная черта личности
- 5.2. Инженерная этика
- 5.3. Юридическая этика
- 5.4 Этика бизнеса
- Вопросы
- Литература
- Этика Средневековья
- Этика эпохи Возрождения и Нового времени
- Этика XIX – XX веков
- Дополнительная к главам 1 – 3
- К главе 4
- К главе 5
- Тест для самопроверки