4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
Проблема направленности развития морали и нравственности относится к числу самых дискуссионных в этическом знании. Существуют различные гипотезы на этот счет. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития. Так, например, ранее были выдвинуты теории циклического и регрессивного развития. Тем не менее, человеческая история не дает пока возможности сделать какие-либо однозначные выводы относительно ее смысла и направленности. Поэтому и в области этического знания не может быть единства мнений.
Морально-нравственный оптимизм – такой тип мировоззрения и мироотношения, в основе которого лежит вера в лучшее будущее, вера в прогресс. Плюс оптимизма – активизация всех жизненных сил. Минус – гипертрофированный оптимизм, который опасен утопизмом, иллюзиями и самообманом.
Морально-нравственный пессимизм – специфическое мировоззрение, в основе которого лежит скептицизм и нигилизм. Характерны: отсутствие веры в лучшее будущее, чаще всего убежденность в регрессе. Плюс – «подвергай все сомнению», это лозунг скептиков, нельзя принимать все на веру, он и есть противоядие от чрезмерного оптимизма. Минус – пассивная жизненная позиция, обесценивание веры в лучшее будущее.
Буржуазные революции XVI- XIX вв. радикально изменили культурную динамику Европы. Тогда же возникают новые понятия, используемые для описания новой социокультурной реальности. В числе них было понятие «прогресс», введенное в обиход Ж. Летурно.
Понятие «прогресс», неизвестное и малозаметное в Европе вплоть до XVII века, в веке XIX превращается в общепринятую догму, аксиому и пользуется всеобщим признанием. Тюрго – основной философ прогресса, написавший книгу «Всеобщая история» (1750 г.). По его мнению, для прогресса нужна только наука и в какой-то мере экономическая прибыль. Для Гегеля, например, история мира – это прогресс в сознании свободы. В XVIII-XIX веках цель прогресса понималась как достижение свободы индивидом. В эпоху Просвещения закладываются основы «мифа о прогрессе». Этот миф обещал неуклонное движение человечества к счастью и наиболее совершенному состоянию. В ХХ веке выяснилось: прогресс науки не означает прогресса человечества и, тем более, морально-нравственного совершенствования (об этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо!). Размышления о прогрессе в современную эпоху стали еще более дискуссионными. Идея прогресса выглядит спорной, она перестает быть стандартом, с помощью которого измеряют происходящие изменения, все больше и больше напоминает красивую фразу и теряет свое прежнее значение в начале ХХ века. Часто можно слышать, что первая Мировая война, которая принесла с собой культурный и моральный шок, похоронила идею прогресса окончательно. Теперь при помощи этого слова можно только озадачивать и пугать. Х. Ортега-и-Гассет писал: «Идея прогресса усыпила в человеке ощущение опасности. Ведь если прогресс неминуем, мы можем отбросить всякую бдительность, отогнать все заботы, освободить себя от какой-либо ответственности… Мы живем в эпоху, которая чувствует себя способной достичь чего угодно, но не знает, чего именно. Она владеет всем, но только не собой. Она заблудилась в собственном изобилии. Больше, чем когда-либо средств, больше знаний, больше техники, а в результате мир, как никогда злосчастен – его сносит течением».
Но развиваются ли мораль и нравственность? И в каком направлении? Становится ли они в ходе человеческой истории более совершенными?
1. Традиционализм – одно из идейных течений ХХ века (Р. Генон). Характерна установка: нравственность может исправляться только радикально.
2. Холизм (Я. Смэтс). Характерно утверждение: нравственность меняется посредством изменения установок сознания.
Мораль и нравственность исторически изменяются и развиваются. С утверждением христианства на первый план вышла проблема бескорыстной любви, способной распространяться даже на врагов. Милосердие, терпимость, надежда на будущее становятся добродетелями наряду с идеалами честности, мужества, справедливости. В Новое время улучшение общественных нравов связывалось философами с увеличением влияния разума. Людей надо просвещать, им необходимо объяснять, что такое хорошо и плохо, доказывать, что следовать морали лучше, чем не следовать ей.
Во всей последующей истории, вплоть до сегодняшнего дня, мы можем проследить, хотя и медленное, но проникновение высоких идей в разные сферы общественного сознания. Идея ценности человеческой жизни, прав личности, идея равенства людей, принцип ненасилия и др. Но стала ли мораль лучше? К сожалению, нет. Это демонстрирует нам история войн. В ХХ веке частота войн превысила в 1,5 раза среднюю частоту войн за всю известную историю человечества. Самое безнравственное состоит в том, что бедствия стран и целых регионов становятся в наше время выгодным коммерческим предприятием, на котором наживаются несметные капиталы. («Кому война, кому мать родная».)
Выводы
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Талион и «золотое правило» обычно рассматривают как выражение исторически последовательных ступеней в развитии морали.
Морально-нравственный прогресс является относительным в развитии общества и человека, но, тем не менее, он происходит. Он конкретно-историчен, проявляется в совершенствовании морально-нравственного сознания и отношений, в развитии этической теории и т.д. Универсальным критерием морально-нравственного прогресса считается нарастание гуманизма в основных сферах жизнедеятельности человека и общества.
- Основы эстетики и этики
- Лекция1. Этика как практическая философия: предмет, структура, современные проблемы и задачи
- 2.Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов.
- 3. Объект и предмет этики как практической философии.
- 4. Структура и актуальные проблемы этики.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Лекция2. Основные этапы развития этики
- 1.Типология этических учений.
- 2.История этических учений: общая характеристика.
- 1.Типология этических учений.
- 2. История этических учений: общая характеристика.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 3.Происхождение морали: от «талиона» к «золотому правилу». Исторические типы развития морали
- 2.Исторические условия происхождения морали: от «талиона» к «золотому правилу».
- 3. Исторические типы развития морали.
- Ценностные основания капитализма и социализма
- 4.Проблема морально-нравственного прогресса: оптимизм и пессимизм.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция4.Сущность и специфика морали. Структура и функции морали
- 2. Специфика морали.
- 3. Структура морали.
- Моральная оценка.
- Система моральных требований.
- Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет.
- 4. Функции морали.
- Выводы:
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Мораль и нравственность: проблема единства и различий
- 1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
- 1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
- 2.Современная духовно-нравственная ситуация.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция5.Аксиологические категории этики.
- 1.Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- 1. Нравственные ценности: общая характеристика и место в системе духовных ценностей.
- 2.Аксиологические категории этики.
- Выводы Таким образом, представив этическое учение в качестве теории нравственных ценностей, можно сформулировать следующие выводы:
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 7. Экзистенциальные категории этики
- 2. Проблема определения цели и смысла жизни человека.
- 3.Проблематика биоэтики в сфере моральной регуляции.
- 3. Смертная казнь: морально-нравственный аспект.
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Лекция8. Деловая этика: основные проблемы и задачи
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Лекция 9.Этические проблемы в сфере информационных технологий
- 2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.
- 3. Кодексы компьютерной этики: общая характеристика основополагающих принципов.
- Вопросы для самопроверки.
- Литература
- Список литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19