logo search
54

2. Этические проблемы в информационной сфере: общая характеристика.

В последнее время, в связи с развитием глобальной сети Интернет, появляются исследования, направленные на создание фундаментальной теоретической базы информационной этики, которая учитывала бы специфические черты осуществления действий в виртуальной среде компьютерных сетей. В рамках рефлексии по поводу влияния новых информационных технологий Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в мае 2008 года обратился к мировому сообществу с призывом выработать универсальную «инфоэтику». Бенедикт XVI подчеркнул: «Не все, что является технически возможным, допустимо с этической точки зрения». Воздействие средств коммуникации на жизнь современного человека вызывает у Католической Церкви вопросы, на которые невозможно ответить без соблюдения определенных принципов деятельности в области информации, систему которых понтифик назвал «инфоэтикой».

Когда коммуникация утрачивает этические ориентиры и избегает социального контроля, в результате возникает угроза негативного влияния на мировоззрение человека. Необходимость поиска специфических принципов, норм и методов оценки различных действий, связанных с использованием компьютерной техники, обусловлена теми свойствами, которые приобретает информационное пространство в конце XX столетия.

В настоящее время можно выделить следующие направления этических исследований в сфере информационных технологий: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет, корпоративная этика Интернет-сообществ (в том числе, и научных). Подобное многообразие концептов требует выработки адекватной методологии исследования. Формирование и развитие информационной этики связано с процессами трансформации традиционной этики. Создание глобального киберпространства, появление новых информационных технологий порождают множество острейших проблем, с регулированием которых не справляются юридические законы, а поэтому возникает потребность в моральном регулировании. Административные меры становятся все менее эффективными. Ставится под сомнение факт создания всеобъемлющей системы запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти отношения и деятельность. Практически невозможно проследить за выполнением этих запретов, ограничений и предписаний каждым человеком, действующим в информационном пространстве. В современных условиях российское общество оказалось не готово к тому, что любые взаимодействия в информационном пространстве могут регулироваться определяемыми этикой нравственными и моральными нормами и принципами.

Современное состояние глобального информационного пространства создает у человека ощущение безнаказанности. Особенно это касается молодого поколения, которому виртуальная реальность предоставляет возможность самостоятельно действовать и проявить себя как личности в мировом масштабе. Примеров девиантного поведения человека в информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство и разработка вирусных программ и др. Анонимность воровства и, особенно, использования украденных кредитных карт в сочетании с отсутствием у многих людей моральных ограничений позволяет утверждать, что сферы и размер такого рода преступлений в процессе расширения информационного пространства будут только возрастать. Особую тревогу вызывает увлечение компьютерными играми, в том числе азартными, которое широко охватило современную молодежь. Дети и подростки с еще неокрепшей психикой подвергаются особой опасности воздействия на них виртуальной реальности, создаваемой такими играми. Компьютерные игры создают у людей иллюзию насыщенной событиями реальной жизни и в то же время уводят от существующих проблем. Они эксплуатируют страсть человека к игре и вызывают необычное заболевание — страсть к компьютерным играм. Симптомы его похожи на тяжелые формы наркомании. Однако производство компьютерных, особенно, онлайновых игр, относится к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса; поэтому не следует ожидать, что эта сфера деятельности будет сокращаться или хотя бы ограничиваться. Общество и государство должны принять всю совокупность мер, включая и моральные, для защиты подрастающего поколения от пагубного влияния такого увлечения.

Глобальное информационное пространство создает пользователю практически неограниченные возможности перемещения по информационным сетям любой информации, даже не ставя в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности в таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так как, либо невозможна в техническом и юридическом планах, либо требует больших экономических затрат. Следствием такого положения являются расцвет сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и компаний, о которых эта информация собирается. Многие исследователи считают, что проблемы интеллектуальной собственности в глобальной сети должны сначала рассматриваться на этическом уровне, и только потом переводиться в правовую и другие плоскости.

В силу указанных причин, инфоэтика - это не только сфера научных исследований, но и область актуальных общественных дискуссий и необходимых морально-правовых решений. Обращение к этическому анализу процессов, происходящих в сфере информационных технологий позволит, во-первых, избежать многих негативных последствий при коммуникации, и создать условия для обеспечения информационной безопасности.

Следует отметить, что этические проблемы в сфере информационных технологий – одно из самых слабо разработанных в теоретическом плане направлений. На сегодняшний день исследования осуществляются по следующим направлениям: компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика. Развитие теоретического фундамента и методологических принципов анализа проблем морали в инфоэтике происходит в двух направлениях.

Одно из них связано с попыткой приложения уже хорошо разработанных в рамках этики идей и принципов (утилитаризма, «золотого правила» нравственности, кантовского категорического императива, консеквенциализма, т.е. учения, полагающего, что значение и ценность поступка определяется его последствиями и др.) к проблемам морали, возникающим в информационном обществе. В данном подходе за моральными проблемами, связанными с информационными технологиями, не признается специфического характера. Речь, в таком случае, идет просто о необходимости распространения того, что уже давно известно («золотого правила» нравственности, например) на область взаимодействия между людьми посредством компьютеров и сетей.

Второе направление предполагает создание уникального, специфического базиса инфоэтики, киберэтики, в котором учитывалась бы специфика действий субъекта нравственности при работе с компьютером в виртуальной среде. В целом исследования в рамках компьютерной этики, как и во многих других областях прикладной этики, ориентированы на: 1) логическое доказательство, со смещением в сферу доказательства по аналогии; 2) эмпирическое обоснование, со смещением в область анализа отдельных случаев; 3) разрешение возникающих проблем на основе пунктов 1-2; 4) принятие решений на основе пунктов 1 - 3.

Какие проблемы рассматриваются в рамках киберэтики?

Что такое интернет-этика?

С одной стороны, этим понятием обозначают комплекс исследований различных процессов, связанных с массовым распространением виртуальных коммуникаций и получающих в обществе неоднозначные нравственные оценки. С другой стороны, речь идёт о практиках саморегулирования сообществ, существующих в Глобальной сети и ориентирующихся на добровольно принятые стандарты. Появление термина «Интернет-этика», как правило, связывается с анонимной группой Интернет-активистов, распространивших в 1989 г. манифест, где предлагались моральные принципы поведения для всего сетевого сообщества. С их точки зрения безнравственным признавались такие явления, как использование нелегального доступа к ресурсам Интернета, препятствование легальному доступу, растрата интеллектуальных и информационных ресурсов через такие действия; нарушение целостности информации, находящейся в открытом доступе, а также нарушение тайны личной жизни других пользователей. Этими требованиями впервые был очерчен значительный круг проблем сетевой жизни, которые можно назвать нравственными. Позже они уточнялись, находили новые трактовки, однако, можно утверждать, что в основе всех моральных затруднений, находящихся в поле внимания этики Интернета, лежит одна фундаментальная дилемма. Её можно сформулировать в виде следующего вопроса: «Является ли сетевое пространство естественным продолжением нашей обычной, повседневной реальности, где действуют привычные всем моральные устои, или же оно есть особенный мир, где существуют собственные законы и ценности»? От ответа на этот вопрос зависит способ решения всех частных дилемм, начиная от смысла и назначения самой Сети, заканчивая обсуждением меры допустимого в виртуальном общении.

Этическое осмысление различных сторон жизни Интернета началось с момента его зарождения. Уже тогда стало понятным, что ряд важнейших особенностей Сети неизбежно обернётся кризисными явлениями в сфере общественной морали. Как правило, указывают следующие характеристики.

1) Глобальность – возможность вести диалог с многочисленными культурами, а также контркультурами, что приведёт к релятивизации ценностей, размыванию границ дозволенного и недозволенного.

2) Анонимность, выраженная в соблазне скрываться за вымышленными именами, и, на первый взгляд, безнаказанно вредить.

3) Быстрая воспроизводимость данных, молниеносное распространение информации, что влечёт за собой не только возможности распространения порочных явлений, но также и неспособность рядового пользователя отличить достоверные сведения от недостоверных. Сюда же следует отнести появление элементарных способов махинаций с интеллектуальной собственностью и авторским правом.

4) Широкая доступность, граничащая с агрессивным навязыванием; по сути, Сеть не выдвигает даже самых простых требований к возрастному, культурному, интеллектуальному и нравственному уровню пользователя.

5) Интерактивность, связанная с появлением многочисленных способов общения, целый ряд которых носит враждебный, унижающий достоинство личности характер.

6) Наконец, наблюдаемая с первого взгляда бесконтрольность, а, значит, - вседозволенность.

Указанные сущностные черты сетевого пространства позволили миллионам людей изначально увидеть в нём возможность дополнительной свободы, в том числе, от социального контроля и моральных требований. Получалось, что Интернет внушает человеку соблазн совершить то, на что в реальной жизни он бы никогда не решился. Этот очевидный вывод потребовал начать осмысление сетевых процессов с точки зрения того, как можно предотвратить нарастание нравственного кризиса.