logo search
КУЛЬТУРОЛОГИЯ УМП для менеджеров

1 Вопрос

Основа индо-буддистского типа культуры - брахманизм.

Базовое понятие – карма в широком значении – это сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют его будущее рождение. Связь этого понятия с реинкарнацией (переселением души). В узком смысле, влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Карма – это зависимость судьбы человека от его поступков. Человек, совершивший неправедные деяния, отягощает свою карму. Человек и его душа состоят из положительных и отрицательных атомов. Чем человек ближе к Богу и чем больше совершил благих деяний, тем в нем и в его душе больше положительных атомов. При реинкарнации происходит зарождение той души, которая была более характерна (положительная или отрицательная).

Брахманизм включает в себя ряд религиозно-философских школ:

1. миманса. предполагает, что необходимо совершать религиозные ритуалы и жертвоприношения. За счет жертвоприношений можно выполнять дхарму (долг) и таким образом облегчить карму.

2. веданта. цель души - достичь слияния с Брахманом. Такое состояние называется Атман, оно освобождает человека от смерти.

3. санкхъя. Исходит из существования разделения материи и духа. Идея  освобождения от колеса перерождения, освобождение человека от телесного начала и возвышение начала духовного.

4. йога. Основана на разработке комплексов, приемов, имеющих целью возвышение духовного состояния.

5. нъяя. Строится на началах логики, овладение которой полезно для освобождения души. За счет логики человек развивает духовное начало.

6. вайшешика. Предполагает, что физические объекты состоят из атомов, но движущей силой мира является Бог, действующий по законам кармы.

Таким образом, целью личности считается подъем по цепи перерождений или выход из этой цепи и слияние с божеством.

В VI в. до н.э. учение санкхьи выделяется в новое учение джайанизм (необходимо отказать телу во всем: одежде, нормальном питании – и таким образом достичь освобождения от материального начала). В этот же период Будда (Сиддахардха Гаутама) выдвинул идею как избавить мир от страданий. Он разработал концепцию «среднего пути». Это значит, что для того чтобы разорвать круг перерождения, человек должен отказаться от желаний, но не от удовлетворения необходимых телу потребностей. 

Типология Буддизма

Буддизм Хинаяна (узкая колея)

Учение нашло отражение в т.н. «восьмеричном пути». Это:

1. правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на благородных мыслях.

2. правильная решимость - готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь - доброжелательная, истинная, правдивая, искренняя.

4. правильное поведение - непричинение зла.

5. правильный образ жизни - мирный, честный.

6. правильное усилие - самовоспитание, самообладание.

7. правильное внимание - активная бдительность, сознание.

8. правильное созерцание - медитация.

Буддизм Махаяна (широкая колея)

Человек обретает нирвану, живя нормальной жизнью и выполняя 5 заповедей:

а) воздержание от убийства;

б) воздержание от воровства;

в) воздержание от прелюбодеяния;

г) воздержание от лжи;

д) воздержание от возбуждающий напитков. В этом течении буддизма Будда превращается из учителя в Бога.

Территориально:

1. В Индии: буддизм сливается с брахманизмом и образуется индуизм (почетание Вишну и Будда – одно из воплощений Вишны).

2. В Тибете: буддизм в форме ламаизма строится на почитании богов и демонов. Выделяются: Будда Шакьямуни - Бог прошлого и настоящего; Будда Майтрейя - Будда будущего.

3. В Китае: Чань или Дзен Буддизм. Дзен – религия медитации. Изменение цели – не выход из цепи перерождений, не посмертное освобождение, а просветление после медитации. Цель – не постичь учителя, а раскрыть для себя качества будды. Чтобы достичь просветления, человек должен ликвидировать омрачённое сознание человека. Для этого существует система «коанов» – специальных загадок, развивающих интуицию.