logo search
Лекция_2_ДО

3. Внешность делового мужчины и деловой женщины. Психология делового общения и мода.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать изменения в культуре отношения к одежде и внешности, закономерности восприятия внешнего облика, моду и специфику атмосферы делового общения. Все эти факторы образуют весьма противоречивую картину норм и правил деловой одежды для мужчины и для женщины. Во-первых, в ХХI веке осталось мало атрибутов внешнего вида, напрямую подчеркивающих принадлежность мужчины или женщины к определенному социальному или профессиональному слою. Конечно, монархи иногда одевают корону, ученые – профессорские мантии, а артисты – фраки. Но в обычной жизни принцы и инженеры носят костюмы, а королевы и продавщицы – шляпки. В одном из рассказов об отце Брауне Честертон обыгрывает ситуацию, в которой официанта не отличишь от джентльмена по одежде. Таким образом, одежда делового человека отличается не какими-то конкретными деталями, а общим стилем. Современная мода часто абсолютизирует свободу личности. Говорят и пишут, что все зависит от возраста, от наличия или отсутствия иллюзий, от состояния нервов и кошелька. (Характерно, что для женщин возраст все-таки упоминается первым.) Моды якобы вообще нет, а есть только настроение. Главный принцип комплектования вещей – свобода. Комфорт важнее тщательности, естественность предпочтительнее всего, а чувство цвета и умение создавать образ ценятся на вес золота. В начале 90-х годов в мире, например, распространился «стиль Лондонских девушек», в котором самым главным было смешение ветхого и нового в правильных пропорциях. «Стиль Лондонских девушек» предполагал, что грубая реальность жизни требует равнодушия к своему внешнему виду. Небрежно одетая дама – на самом деле продуманный и модный вид, одновременно демонстрирующий ироническое отношение к себе и надежду только на себя. В конце 90-х заговорили о том, что тип победительной, агрессивной красоты уходит в прошлое; в моде – «странная женщина» неопределенного, «неправильного» вида, «неправильно» одетая. Для моды конца ХХ века характерен и стиль «Гранж»: женщина, выбитая из колеи, хаос в ее одежде отражает смятение в жизни. Тема «бега и бегства» после войны в Персидском заливе и начала югославского кризиса господствовали на подиумах. Но не только он. Появляется и новая героиня – горожанка до мозга костей. Она ходит на высоких каблуках и в руках носит кожаную сумку в цвет туфель. Это тщательно одетая, пунктуальная, холодная и спокойная женщина без иллюзий и национальных примет. Ведущий стиль времени требует чувства меры и чувства юмора.

Можно ли переносить принципы и образы высокой моды на деловую одежду? Качества, которые ценятся в деловом партнере: надежность, основательность, ум, достаток, уважение к своим партнерам. Все это легче увидеть в аккуратном костюме с тщательно и со вкусом продуманными аксессуарами, в привлекательном макияже и в отсутствии экстравагантных деталей. Классический костюм – евростандарт женской и мужской деловой одежды объявлялся устаревшим множество раз, и все-таки именно он оказывается оптимальной формой для Вашей внешности на работе.

Любые правила могут оспариваться, тем не менее есть некоторые ограничения, которые лучше соблюдать деловой женщине при подборе одежды.

Не следует подражать мужчинам. Брючные костюмы снижают рейтинг восприятия деловых качеств женщины.

Не нужно преувеличивать собственную привлекательность.

Не следует бездумно следовать моде.

Предназначение женской одежды – подчеркнуть личную незаурядность и элегантность. Одежда, аксессуары и макияж должны быть тщательно продуманы. Украшения стильные и в комплекте. Продуманная прическа – беспорядок на голове для мужчин означает беспорядок в ней.

Существует несколько распространенных ошибок деловых женщин при выборе своей ролевой одежды. Первая: материальный достаток приводит к появлению в ЕЕ гардеробе очень дорогих вещей. Коллектив не принимает и осуждает как коллегу, так и начальницу. Вторая: ОНА не меняет свой гардероб, остается «одной из нас». Отсутствие дистанции отрицательно сказывается на работе. Третья: игнорирование полового фактора. Потеря женственности грозит немедленной потерей эффективности руководства. При этом необходимо учитывать, что, например, женщину в мини-юбке мужчина находит женственной и привлекательной, а женщину в узкой длинной юбке он воспринимает как холодную и высокомерную. Четвертая: неумение подбирать украшения, злоупотребление бижутерией. Отсутствие вкуса воспринимается как недостаток ума. Таким образом, деловая женщина может использовать стиль «секси», стиль «свой парень», стиль «мне наплевать, как я сегодня выгляжу», но не может не думать о своей внешности, о соответствии впечатления, которое она хочет произвести, тому, которое действительно производит.

Для мужчин аксиом, правил и норм в подборе деловой одежды значительно меньше. Очевидно, что стричься нужно у парикмахера, ботинки чистить каждый день и содержать руки в порядке. Многие деловые мужчины не придают значения тому, как они одеты. То ли они преувеличивают свою привлекательность, то ли не понимают роли внешнего облика в общении. Психологи отмечают, что в мужском внешнем облике мы обязательно воспринимаем общий стиль, свидетельствующий о модели мужественности, принятой его обладателем, степень ухоженности – характеристику социального статуса и образа жизни, цветовую гамму, создающую представление о доминирующих личностных комплексах. Общий принцип подбора деловой одежды для мужчины – рубашка должна быть светлее костюма. А галстук темнее рубашки. Носки темные, переходных тонов от брюк к ботинкам и длинные. Галстук – индивидуальность мужчины. Символические и реальные цвета галстуков. Галстуки?

Какие галстуки носят порядочные мужчины?

Галстук – это способ для мужчины проявить свою индивидуальность.

По современным правилам галстук не должен быть более 145 см. Естественно галстук должен соответствовать рубашке и костюму по цвету и предназначению.

По мнению доктора Щеглова?

Красный или бордовый галстук означает желание привлечь к себе внимание.

Черный галстук носят авторитарные и жесткие мужчины.

Серый галстук – галстук спокойных людей.

Желтые галстуки носят эпикурейцы.

Ярко-синий галстук выдает карьеристов и чиновников.

Белый галстук – высокомерные люди.

Чем больше узоров на галстуке, тем больше человек склонен к эгоизму и самолюбованию.

Встречи «без галстуков».

Общие требования к внешнему виду мужчины: деловитость, уверенность в себе, надежность, элегантность и изящество. Одеваясь на работу, следует помнить, что в то время как жесткий спортивный стиль уже не так актуален, мужская женственность приветствуется, классический стиль всегда свидетельствует о хорошем вкусе его обладателя. Трехдневная небритость часто входит в моду, но нельзя не учитывать, что Ваш начальник или Ваш партнер может воспринять это как знак неуважения к себе.

В 1989 году ЮНЕСКО проводила международное исследование, в ходе которого выяснилось, что во все мире люди в одежде предпочитают одинаковые цвета: мужчины – консервативные, женщины – яркие, а дети – игривые. Большинство цветов не имеет существенных «половых» признаков. Выбираем ли мы цвета, соответствующие нашей природе, или те, которым мы хотим соответствовать? Например, женщины отдают предпочтение прохладным цветам, в частности светло-голубому; а мужчины – теплым: красному, желтому, оранжевому. В этом случае, считается, что женщины хотят добавить себе рациональности, а мужчины теплоты. Розовый цвет считается типично женским, а голубой – типично мужским. В женской одежде не должно быть более трех цветов, а так же много разностильных украшений. Для деловой одежды предпочтительнее сине-коричневая и серая гамма. Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает внешнему облику солидность и авторитетность. Синий цвет успокаивает, в синем Вы производите впечатление надежного и спокойного партнера, следовательно, синий цвет благоприятен для первой встречи. Коричневые тона свидетельствуют о Вашей основательности. Красный цвет – цвет победителей, он вселяет в обладателя чувство уверенности в себе, но может раздражать партнера, клиента или потенциального работодателя, поэтому наличие красных оттенков в цветовой гамме вашего костюма стоит минимизировать. Серая гамма хороша тем, что максимально подчеркивает Вашу индивидуальность. Причем, светло серый цвет подчеркивает Вашу готовность к открытому общению, а темно серый цвет – Вашу сдержанность и духовность. Серый цвет нейтрален, он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Предпочтение темно-серого цвета цветоаналитическая психология связывает с наличием потребности в телесном и духовном удовлетворении, средне – серого – со стремлением к стабильности и порядку, светло-серого – с готовностью к переживаниям и желанием контакта с окружающими. Серый цвет способствует внутренней стабильности, снижает утомляемость и в то же время несколько отгораживает нас от окружающих. Так что столь частое предпочтение мужчинами костюмов серых цветов неслучайно, оно соответствует их внутреннему настрою на эмоциональную замкнутость, порядок и рациональный риск в делах. Яркие цвета, разумеется, привлекают внимание, но и возбуждают, провоцируют на агрессию. Черные и белые цвета претендуют на элегантность, но могут быть излишне резкими. И мужчина, и женщина в черно-белой гамме воспринимаются как агрессивные партнеры. Вся розово-оранжевая и желтая палитра цветов воспринимается как стремление эпатировать партнера, поэтому нежелательна при первой встрече. Психолог Макс Люшер считал, что по тому, как люди одеваются, можно определить их основные ценности в общественной и личной жизни. Поклонники классического стиля стремятся к успеху – карьере и достатку, адепты традиционного стиля ценят организацию, фирму, команду; те, кто одевается оригинально, стараются подчеркнуть этим свою индивидуальность; а экстравагантная одежда свидетельствует о нежелании нести ответственность, об абсолютизации свободы.

Ваше отношение к своей внешности (ухоженность) означает для Вашего партнера, что Вы готовились к встрече, хотели произвести хорошее впечатление – тем самым Вы демонстрируете уважение и готовность к сотрудничеству.