192 Раздел III. Высшие моральные ценности
Его слова в полной мере могут быть отнесены к менталитету всех восточнославянских народов, включая белорусский. В-третьих, сострадание — показатель демократичности общества, способного проявлять человеколюбие, базирующееся на гуманистической этике. Авторитарное же сознание и деспотические режимы всегда ополчались против нравственной ценности сострадания. (Вспомним, к примеру, высказывания Ницше или бесчеловечные акции германского фашизма по отношению к больным и слабым — скажем, насильственное умервщление пациентов психиатрических клиник, «бесполезных для нации»).
В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь. Таким образом, можно говорить о моральной ценности сострадания в двух аспектах.
Первый — это внутреннее сопереживание чужого несчастья. Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужой беды реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде утешительных, ободряющих слов, жестов, мимики или даже сочувственного молчания. Так, психологи учат, что рука, положенная на плечо скорбящего при утрате им близкого человека, означает разделенное с ним горе, более того, облегчает тяжесть переживаний.
Проявление жалости со стороны других людей помогает страдающему легче переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью. И даже если страдающий человек сам виноват в собственных бедах, то он нуждается не столько в объяснении причин своего страдания (а мы ведь так любим говорить: «Ну что же, ты сам в этом виноват, раньше надо было думать»), сколько в утешении и сочувствии, в возможности высказать, а иногда и выплакать свою боль и обиду, и быть выслушанным и понятым.
Здесь более всего важно не суровое нравоучение, но понимание и любовь. Ведь страдание, по словам О. Уайльда, это «рана, из которой брызжет кровь, лишь только к ней дотронется рука иная, чем рука любви». «Жалеть человека надо», каждого, и даже того, кто низко пал. «Люби человека в грехе его», — говорит у Достоевского старец Зосима. «Ведь каждый грешный человек — это также ты!» — любил повторять знаменитый русский юрист А.Ф. Кони.
- Раздел III
- Глава 5.
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики ш
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 135
- Глава 5. Моральные ценности человека в основных категориях этики 137
- Глава 6. Свобода и Ответственность 139
- Глава 6.
- Глава 6. Свобода и ОтветственностьШ
- Глава 6. Свобода и Ответственность 143
- Глава 6. Свобода и Ответственность 145
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность 147
- 148 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 6. Свобода и Ответственность
- Глава 6. Свобода и Ответственность 151
- 152 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло _. Щ
- 158 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло
- 162 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло165
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло 167
- 168 Раздел п1 Высшие моральные ценности
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Раздел III. Высшие моральныеценности
- Глава 7. Добро я Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло ш
- Глава 7. Добро и Зло 175
- Глава 8.
- 178 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 179
- 180 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 181
- Глава 8. Страдание и Сострадание
- 184 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и СостраданиеШ
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 187
- 188 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 189
- 190 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- 192 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание ш
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 195
- 196 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 8. Страдание и Сострадание 197
- Глава 9.
- Глава 9. Долг и Совесть
- Глава 9. Долг и Совесть
- 204 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 9. Долг и Совесть щ_
- Глава 9. Долг и Совесть ш
- Глава 10.
- Глава 10. Честь и Достоинство209
- 210 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь н Достоинство
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 2Ц Раздел ш. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 215
- Глава 10. Честь и Достоинство ш
- 218 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 2м
- 220 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 221
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 10. Честь и Достоинство 223
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 225
- Глава 11.
- 226 Раздел III, Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье
- 234 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 235
- Глава 11. Смысл жизни и Счастье 237
- 238 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 245
- 248 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 247
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 249
- 250 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 251
- 252 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность ж
- 256 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 257
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 259
- 260 Раздел III. Высшие моральные ценности
- Глава 12. Любовь как высшая ценность
- Глава 12. Любовь как высшая ценность 263