Корпорация и нравственность

реферат

5. Моральная ответственность внутри корпорации.

Общие обязанности корпораций проистекают из самой природы, как корпорации, так и общества и подразумевают соглашения между ними. Первая обязанность гласит: «не навреди». Это общая обязанность, возлагаемая и на отдельных лиц, и на корпорации. Иногда ее называют «нравственным минимумом», обязательным для любой корпорации. Вред, которого следует избегать, - это, прежде всего, вред, причиняемый людям, коих следует уважать и относиться к ним, как к самоценности. Это всеобъемлющая обязанность, которая распространяется на все направления деятельности корпорации. Она оказывает влияние на характер отношений корпораций со своим персоналом, населением местностей, где размещаются предприятия корпораций, с клиентами, с обществом в целом; она определяет и их позицию в вопросе о защите окружающей среды.

Вторая их общая обязанность проистекает из природы системы свободного предпринимательства, в которой функционирует корпорация. Корпорация зависит от целостности, от гармоничности системы, и, следовательно, на ней лежит моральная обязанность не подрывать свободу и ценности системы. Это также охватывает многие стороны деятельности корпорации - от обязанности не допускать взяточничества до обязанности не участвовать в монополистической практике, ибо оба эти отрицательные явления подрывают систему свободной конкуренции.

Третья общая обязанность корпорации - соблюдать честность в выполнении заключаемых контрактов. Честность соблюдения контрактов очень важна для сохранения жизнеспособности системы. Без соблюдения честности контракты просто не будут заключаться или не будут возобновляться. Нечестные контракты влекут за собой неэффективные и непроизводительные трансакционные издержки, с помощью которых каждая из сторон будет пытаться оградить себя от последствий ожидаемой несправедливости. Альтернатива принудительного навязывания сделки влечёт за собой подрыв долгосрочных сделок, поскольку стороны, считающие себя несправедливо ущемлёнными, принимают все доступные им меры, чтобы противостоять несправедливости или прекратить действие сделки. Честность охватывает широкий круг проблем, от справедливой компенсации ущерба, правдивости рекламы до обеспечения высокого качества предлагаемых товаров или услуг.

Четвёртая общая обязанность состоит в соблюдении свободно заключаемых контрактов. Контракты - это кровеносные сосуды системы свободного предпринимательства. Чтобы функционировать эффективно и производительно, стороны, заключившие контракт, должны иметь возможность рассчитывать на надёжность своих контрагентов, они должны быть уверены в том, что обязательства, предусмотренные в контракте, будут контрагентами соблюдены. Система свободного предпринимательства включает в себя в качестве необходимого компонента законы о принудительном выполнении контрактов. Подобно другим обязанностям данная обязанность очень широка, как широк круг проблем, охватываемый контрактами.

Эти четыре общие обязанности проистекают из самой системы свободного предпринимательства. Их также можно легко обосновать в качестве этических принципов второго порядка в рамках как утилитаристского, так и деонтологического подходов. Это обязанности, которые присущи всем корпорациям.

Корпорации представляют собой результат свободных соглашений, хотя большинство их собственников и не знает, что именно делает администрация. Они, эти собственники, покупают акции, заведомо зная, что они не смогут контролировать корпорацию, и твёрдо зная, что они либо получат выгоду, либо понесут потери в зависимости от того, насколько эффективно администрация будет вести дела корпорации. Акционерам известно, что корпорации могут быть предъявлены судебные иски, они знают, что она может получать прибыль или нести убытки, и они в общем плане знают, как это происходит. Акционеры сознательно решают вложить в неё деньги, и они понимают, с чем это связано. Держатели акций корпорации юридически представлены советом директоров, в чью обязанность входит, в числе всего прочего, заботиться об интересах акционеров. Совет директоров осуществляет надзор за деятельностью администрации. Менеджмент имеет своей задачей так организовать деятельность корпорации, чтобы она могла реализовать свою цель, а именно производить и продавать свою продукцию и в результате получать прибыль.

В крупной корпорации ответственность за то, что корпорация делает, так же как и за её провалы, ложится в конечном счёте на её правление, на совет директоров. Члены совета директоров являются законными контролёрами деятельности аппарата управления корпорации. Члены совета директоров отвечают перед держателями акций за подбор честных, энергичных менеджеров и особенно за выбор президента корпорации. Они могут также отвечать за подбор первого вице - президента (распорядителя) и других вице - президентов. Они морально ответственны за весь стиль корпорации и за главные направления её стратегии; они могут установить нравственную атмосферу, но могут также закрыть глаза на аморальные методы деятельности. Они могут и должны следить за тем, чтобы компанией управляли честно и чтобы менеджмент не игнорировал интересы акционеров, а отстаивал их.

Члены совета директоров должны также утверждать важнейшие решения о стратегии корпорации и отвечать за её общее благополучие. Члены правления морально ответственны за принимаемые ими решения, так же как за решения, которые следовало принять, но которые приняты не были. Чтобы эффективно выполнять свою роль в качестве защитников интересов держателей акций и в качестве лиц, оценивающих практическую деятельность менеджмента корпорации, они должны быть отделены от ее управленческого аппарата. Члены совета директоров не могут сохранять объективность в оценке деятельности менеджеров, если они сами одновременно входят в состав управляющих. Например, если посты президента и председателя совета директоров сочетаются в одном лице, едва ли можно ожидать, что правление окажется достаточно объективным в своих отношениях с менеджментом корпорации. Нельзя также рассчитывать на беспристрастную оценку деятельности управляющих, когда состав совета директоров формируется из людей, назначаемых или рекомендуемых менеджментом на основе взаимных связей. Вместе с тем мы не можем рассчитывать на эффективное выполнение советом директоров своих функций, если управленческий аппарат не информирует его о своей практической деятельности, если совет не имеет доступа ко всей необходимой ему информации и если его члены не располагают временем для изучения того, что подлежит расследованию. Возрастающие масштабы слияний корпораций создают особые проблемы для советов директоров. Но какие бы сложные ситуации ни возникали, совет директоров морально и юридически несет ответственность за интересы акционеров и обязан противостоять искушению руководствоваться личными интересами и личной выгодой, которые могли бы причинить ущерб держателям акций.

Менеджмент несет ответственность перед советом директоров. Он должен информировать совет о своих действиях, о принимаемых решениях и о предстоящих решениях, о финансовом положении фирмы, о ее успехах и неудачах и т.п. Менеджмент посредством совета отвечает и перед держателями акций. Он несет перед акционерами ответственность за честное и эффективное управление фирмой. Менеджмент морально не отвечает за максимизацию прибыли, за увеличение стоимости капитала компании или за обеспечение более высокого уровня прибыли. Хотя все это вполне разумные задачи, решать которые менеджеры должны стремиться, акционеры не в праве требовать их выполнения; если менеджмент действует насколько возможно успешно в рамках своих установленных моральных и юридических правил, его, строго говоря, нельзя обвинить в невыполнении указанных задач. Если менеджеры не справляются с таким объемом производства, какой совет директоров считает необходимым, их могут уволить или заменить. Но это не имеет ничего общего с выполнением или несоблюдением своих моральных обязанностей. Акционеры знают, что стоимость активов корпорации может как возрасти, так и сократиться и что размер прибыли может увеличиться или уменьшиться. Они также должны знать, что задача максимизации прибыли не может в моральном плане оказаться выше соблюдения фирмой своих нравственных и юридических обязанностей. Хотя акционеры и могут желать получения прибыли в кратчайшие сроки, они не в праве этого требовать, а менеджеры должны управлять фирмой, имея в виду обеспечение ее выгод, как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане.

Менеджмент отвечает за создание в фирме атмосферы нравственности. Если высшие управляющие не требуют этического поведения персонала, если не наказывают работников за неэтическое поведение и не поощряет этическое поведение, корпорация в целом станет функционировать, абстрагируясь от моральных критериев.

Менеджмент несет ответственность также и перед рабочими. Он и нанимает их и обеспечивает им надлежащие условия труда. При найме рабочих администрация должна придерживаться принципов, которые получили название «справедливые методы найма». Эти принципы включают условия справедливости и недопустимости дискриминации при найме по расовой принадлежности, полу, религии, по другим признакам, не имеющим отношения к самому содержанию работы. Когда рабочий уже нанят, должно действовать постоянное обязательство соблюдать справедливость в оценке его труда, справедливость в продвижении по квалификационным разрядам, справедливость в обращении с ним. Это все моральные вопросы, которые могут быть включены или не включены в контракты, но которые само собой разумеются при найме на работу одного человека другим. Аморально со стороны администрации игнорировать существование опасных условий труда. Например, администрация не в праве подвергать рабочих опасности, не установив там, где это необходимо, ограждения вокруг машин, способных нанести рабочим увечья; она обязана обеспечивать рабочих защитными очками там, где попадание в глаза осколков или стружки может привести к слепоте; она обязана обеспечить надлежащую вентиляцию рабочего места; и вообще администрация не в праве игнорировать нужды рабочих как человеческих существ.

Работодатели не могут произвольно, по своему усмотрению, устанавливать любые условия занятости. На них лежат моральные обязанности перед работниками даже и тогда, когда эти обязанности и не оговорены в контрактах или в правительственных правилах. Установленные государством правила, такие например, как Закон о безопасности и здоровых условиях труда, четко определяют многие условия, которые предприниматели морально и юридически обязаны соблюдать для обеспечения безопасности труда и охраны здоровья своих работников. Иногда введенные этим законом правила не подходят для каких-то фирм или базируются на стандартах, неприменимых на каких-то конкретных предприятиях. Там, где правила не подходят, их необходимо изменить. Но если бы предприниматели следовали моральной обязанности обеспечивать своим рабочим надлежащую технику безопасности и здоровые условия труда, то не было бы нужды в введении правил, предусмотренных упомянутых выше законом.

Рабочие, в свою очередь, также отвечают за добросовестное выполнение работы, на которую их наняли. Эта обязанность выражена в формуле «за добросовестную - справедливую плату». Невыполнение этой обязанности служит достаточным основанием для увольнения. С моральной точки зрения работа человека не может по праву быть связанной ни с нарушением закона, ни с совершением чего-либо безнравственного, даже и в том случае, если этому человеку приказано такую работу выполнять. Но в пределах, предусмотренных спецификацией данного вида работы, рабочие должны выполнять указания тех, кто стоит над ними. Их нанимают для выполнения определенных рабочих операций, и они должны совершать эти операции в меру своих способностей наилучшим образом - тщательно, квалифицированно и в установленный срок.

Корпорации отвечают перед своими поставщиками и конкурентами за справедливое обращение с ними. Корпорация имеют дело, как с другими фирмами, так и с широкой публикой. Они могут покупать у других сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия или еще множество необходимых для производства вещей. В своих деловых отношениях - как в поставках других, так и в получении от других товаров и услуг - они обязаны действовать честно. Когда практикуются торги, эти торги должны быть честными для всех их участников. Когда цены согласованы, их следует придерживаться. Когда утверждены спецификации, их следует соблюдать. Когда достигнуто соглашение о сроке платежа, этот срок следует соблюдать. Все это, казалось бы, само собой разумеется, но не всегда реализуется. Постоянно наблюдается искушение «надувать» клиентов, завышать стоимость, совершать махинации на торгах, стремление добиться особых преимуществ; придерживающаяся этическим норм фирма должна неизменно избегать подобных отступлений от них путем четко провозглашенной и реализуемой на деле политики компании.

Требуется также и честность по отношению к конкурентам. На конкурентном рынке ни одна фирма не должна оказывать помощь конкурирующей компании, часто конкуренция обуславливает стремление добиться большей доли на рынке за счет конкурента, нанимать лучших рабочих и менеджеров, чем те, какими располагает конкурент, продавать аналогичные товары по более низким ценам, производить товары более высокого качества и т.п. Все это с нравственной точки зрения вполне приемлемо. Если в результате честной конкурентной борьбы конкурирующая фирма вытесняется из отрасли, удачливая фирма не несет моральной ответственности перед потерпевшей поражение. Однако ключевое слово здесь честность. Честность не допускает распространение лжи о конкуренте или о продукции конкурента; она не допускает кражи производственных секретов, диверсий и иного прямого вмешательства в деятельность конкурирующей фирмы. Принцип честности в отношениях с конкурентами отвергает также тайный сговор с другими конкурирующими компаниями, в том числе сговор об уровне цен, спекулятивные махинации на рынках и другие действия, направленные на подрыв честной конкуренции за счет массового потребителя.

Корпорация отвечает за свою продукцию перед потребителем. Производимые товары должны обладать достаточной безопасностью. Это означает, что рядовой потребитель может подвергаться при потреблении продукта лишь определенному, в приемлемых пределах, риску, о котором ему, потребителю, заранее известно. Например, при включении электроприборов люди не должны испытывать удар электрическим током. Они не станут покупать прибор, если знают, что такой риск существует. Прибор, который при включении ударяет током, представляет собой брак, причиняет вред потребителю, и, таким образом, продажа его производится в нарушение самого контракта, действие которого подразумевается при совершении покупки. Покупатели должны иметь сведения о товарах, на товарах должны быть этикетки, маркировка товаров должна быть чёткой, чтобы покупатель знал, что он покупает. Поскольку надлежащая информация составляет один из важных элементов честной сделки, производитель обязан информировать покупателя о тех существенных свойствах изделия, какие сам покупатель выявить не может. Например, покупателя следует осведомить о том, из какого материала сшит костюм или какова мощность двигателя автомобиля. Далее, товары должны обладать достаточным сроком их использования; они не должны выходить из строя после первого же их употребления. Гарантии должны быть безоговорочными и неукоснительно соблюдаться. Клиент покупает изделие по определённой цене. Он хочет знать, что именно он приобретает, и имеет моральное право рассчитывать, что его определённые ожидания оправдаются. Совершенно очевидно, что имеются товары различных сортов и с разными свойствами. Одни товары дороже других, они могут быть соответственно более безопасными в употреблении, более прочными, более надёжными, внешне более привлекательными, они могут быть изготовлены из деталей более высокого качества, чем дешёвые товары. Чтобы любая сделка была честной, потребитель должен получить достаточную информацию, изделие должно оправдать его обоснованные ожидания; иногда потребителя следует специально уведомить, что в данном конкретном случае его обычные ожидания могут не оправдаться. Повреждённые изделия можно продавать лишь с маркировкой об их дефектности. «Второсортные» товары можно продавать лишь как второсортные, но продавать их как «первосортные» безнравственно.

Наконец, корпорация несёт моральную ответственность за свои действия перед широкой публикой или перед обществом в целом. Она в частности морально обязана не причинять вреда тем, на кого её действия оказывают влияние. Такого рода обязанности можно разделить на три группы.

К первой следует отнести обязанность не наносить ущерб среде, в которой она пребывает вместе со своими соседями. Она обязана не загрязнять атмосферу и водные бассейны сверх общественно допустимых норм, она обязана также не допускать шума, превышающего установленные пределы. Она должна избавляться от токсичных и коррозионных отходов таким образом, чтобы не причинять вред людям. Если её производственная деятельность разрушает окружающую среду, она обязана её восстановить и рекультивировать до общественно приемлемого уровня.

Вторая группа обязанностей перед широкой публикой касается безопасных условий обитания для тех, кто проживает на территории, которая подвергается воздействию производственной деятельности корпорации. Компания не вправе подвергать опасности здоровье людей, проживающих вблизи её предприятий, вследствие возможных взрывов и радиации. Некоторые работы связаны с большим риском, и труд людей, сознательно идущих на такой риск, следует оплачивать соответственно. Но завод не имеет право подвергать риску своих соседей, даже отдалённых, без их согласия. Равным образом корпорация несёт ответственность перед широкой публикой за безопасность своей продукции.

К третьей группе обязанностей корпорации перед населением относятся размещение, открытие и закрытие заводов, особенно в небольших населённых пунктах и в городах с однопрофильным производством. Такого рода действия сказываются не только на корпорации и её рабочих, но также и на населённых пунктах, где расположены её заводы. Открытие завода или его закрытие может оказать положительное или отрицательное влияние на населённый пункт. В таких случаях корпорация должна взвесить с моральных позиций последствия своих действий для местного населения. Это не значит, что с точки зрения морали никогда нельзя закрывать или строить заводы. Как при введении в строй, так и при закрытии завода корпорация должна свести к минимуму связанный с этим ущерб для населения, а для достижения этой цели ей необходимо рассмотреть ряд возможных программ.

Открытие завода может быть связано с крупными обязательствами со стороны властей населённого пункта, где завод размещается. Например, может возникнуть необходимость в расширении канализационной системы, в увеличении персонала пожарной охраны и полиции, в расширении сферы социального обслуживания населения. Строительные фирмы должны построить жилые дома для возрастающего населения в результате возникновения дополнительных рабочих мест в связи с открытием завода. Возникают новые предприятия сферы услуг. Могут строиться школы для детей рабочих. Город (округ) начинает рассчитывать на возросшую налоговую базу, которую создаст завод. Корпорация не всегда обращается к местной власти с просьбой осуществлять перечисленные меры, но она, во всяком случае, ожидает, что её рабочие в ответ на увеличение рыночного спроса на жильё и услуги будут ими обеспечены.

Можно, следовательно, сказать, что местная власть оказывает косвенную помощь заводу. А поэтому и корпорация, когда она рассматривает вопрос о закрытии завода, не должна игнорировать вклад местной общины в развитие его производства. У корпорации может и не быть юридической обязанности считаться с населённым пунктом, с которым она была связана; но морально на ней лежит долг считаться с последствиями своих действий и свести к минимуму ущерб, который закрытие предприятия нанесёт местному населению.

Если задаться вопросом, а кто, собственно, должен отвечать за всё это, то ответ будет - корпорация. Главную роль здесь должно играть управление корпорации. Тем не менее, и члены совета директоров, и рабочие должны иногда почувствовать, что на них лежит нравственная обязанность предпринять определённые меры, чтобы обеспечить соблюдение ответственности корпорации перед населением.

Поскольку корпорация несёт ответственность перед большим количеством различных субъектов или «стейкхолдеров», было бы неточно утверждать, что она обязана соблюдать лояльность только по отношению к владельцам или акционерам фирмы. С моральной точки зрения отнюдь не следует, что интересы держателей акций всегда стоят выше других интересов. Например, моральная обязанность фирмы обеспечивать безопасные условия труда рабочих, охрану окружающей среды и интересы потребителей в действительности выше её обязанности увеличивать прибыль.

Фирма, которая стремится функционировать морально, станет создавать структуры, поощряющие и облегчающие этическое поведение всего своего персонала. Она создаст каналы и процедуры для обеспечения отчётности снизу верх, сверху вниз и по горизонтали. Она организует пункты приёма информации, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители широкой публики смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях и представлениях о законных обязанностях фирмы. Наконец, она разработает соответствующие механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы; это могут быть: аппарат специальных должностных лиц по рассмотрению жалоб, этические «горячие линии», отдел по вопросам этики, комитет по этике или иные органы для достижения указанных целей.

Делись добром ;)