Культура делового общения

реферат

Понятие культуры делового общения

Что бы определить культуру делового общения для начла нужно дать определению культура.

Культура присуща всем сообществам и каждому человеку в частности и рассматривается прежде всего как духовный смысл исторического развития человечества в различных проявлениях. В ней воссоздается история человечества в ее потенциальности и свободном раскрытии человеческих сущностных сил. Феномен культуры охватывает все сферы общественной жизни, присутствует во всех его проявлениях.

Специалисты рассматривают культуру в двух направлениях: один в контексте личностного становления человека, второй - как способ ее деятельности. Именно культура создает поле и способ общения, в котором формируется каждое отдельное общество, со своей внутренней структурой и благодаря чему оно отличается от всех других. Таким образом, культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, содержит в себе определенную сумму знаний, в этом контексте - о общение.

Слово «культура» (в переводе с латыни - выращивание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Каждая эпоха развития человека характеризуется определенным типом культуры. Так же характеризуется каждая сфера жизни и деятельности человека. Культура - это сложная целостность, которая включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, способности и привычки, которые приобретаются и достигаются человеком как членом общества. Такое наиболее удачное определение этого термина дал английский этнограф. Тейлор. «Большой толковый словарь современного русского языка» рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, что дает образцы необходимого поведения. Если какие нормы становятся неудобными, то люди пытаются изменить их в соответствии с новым условиям жизни. Одни нормы, например нормы этикета, повседневного поведения, могут изменяться легко, другие - государственные законы, религиозные традиции - меняются очень трудно. Пример тому - экономические и политические реформы в стране.

Культуру делового общения можно определить как совокупность моральных норм и представлений, которые регулируют поведение и взаимоотношения людей в процессе их производственной деятельности. Некоторые специалисты в деловой культуре выделяют два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный прослойка выступает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обуславливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычная должностное поведение, как актуальные ценности и нормы, регулирующие практическую деятельность. Ментальный слой деловой культуры связанный с ситуациями, когда привычные нормы и ценности становятся неэффективными и люди начинают конструировать новые. В странах с высоким уровнем экономического развития деловая культура есть хорошо сформированной, ориентированной на творчество, независимость и взаимодействие. На этапе формирования российской деловой культуры возникают проблемы его взаимодействия с европейскими и восточными культурами. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 148 с.

Понятие «культура делового общения» часто трактуют как компонент общей культуры специалиста, который предполагает высокий уровень развития умения общаться в деловом мире, определенное «качество» общения, умение создать благоприятную атмосферу деловой беседы (О.А. Баева, М.С. Доронина, Ф.А. Кузин, Т.К. Чмут, Г.Л. Чайка и др.).

Как отмечает Т. Гриценко, культура делового общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических культур, каждая из которых вносит свое в характеристику целого.

Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире, профессиональной сфере. Как отмечает Г. Чайка, культуру делового общения можно определить как совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности .

Определяя культуру общения в деловой сфере А. Ковальчук отмечает, что «это способ деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на основе свободного самовыражения и действия». Ученый также отмечает, что это «совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности»

Приобретенный в последнее время опыт дает возможность во культурой делового общения (по определению Т.К. Чмут) понимать имеющиеся в обществе и жизни человека формы творения общения, систематизацию и реализации его норм, способов и средств согласно иерархии ценностей и установок.

Ввиду того, что проблема формирования культуры делового общения будущих специалистов профиля не нашла еще должного научного обоснования, рассмотрим различные подходы к определению культуры делового общения будущих специалистов разного профиля в современной теории и практике: личностное, профессионально-интегральное, динамическое, способное к саморазвитию качество (О.А. Рембач); основа профессиональной и социокультурной деятельности специалиста (А.В. Бычок); ведущий показатель качества и действенности общения (С.А. Рябушко); синтетическое морально-профессиональное образование (Е.О. Вишневская).

Игнатенко И.И. определяет культуру делового общения как интегративное динамическое структурно-уровневое качество личности.

Евгеньев А.П. в Словаре русского языка под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире.

Из приведенного выше определения общения следует, что культура делового общения предполагает:

1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать.

2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.

3. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.

Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством - их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.п. В идеале современный человек должен равно владеть всеми сторонами общения в современном деловом мире.

Делись добром ;)