logo
Межкультурная коммуникация в Республике Таджикистан

3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

Согласно вековым традициям, для таджиков самое главное, независимо от положения в обществе, достатка и условий жизни, в любой ситуации оставаться человеком. Чтобы наутро проснуться с чистой душой таджик перед сном должен оценить свой прожитый день; что было сделано правильно, а что не так.

По характеру таджики очень терпеливый и неприхотливый народ, смелый, простой, дерзкий и упрямый. Они берегут свою честь смолоду, идут к своим целям упорно, не увиливая от трудностей.

Таджики обладают природной любовью к торговле, стремлением к накопительству, к суетливой жизни. По этой причине они склоны жить в городах, поближе к промышленным и торговым центрам. Таджики не очень любят работать на земле; в кишлаках они с большей охотой осваивают профессии садовника, конюха, мастерового, ремесленника, чем работу пахаря.

Для таджиков семья - основа их жизни. Ради нее они трудятся, стараются изо всех сил. Кроме того, мнение родственников, соседей и друзей также играет важную роль для таджиков, и для поддержания хорошего образа они будут делать все возможное.

Сегодня молодежь в Таджикистане старается часто строить свою жизнь по западному образцу, тем не менее, остается множество семей, которые по-прежнему дорожат своими традициями.Если таджика спросить кто он, то ответ, скорее всего, будет не таджик, а исфаранец, памирец, душамбиец и т.д. в зависимости от места проживания человека.

При встрече гостя, таджики обязательно встают со своих мест в знак приветствия. Если таджик особенно хочет подчеркнуть свое уважение к человеку, то он наряду с рукопожатием приложит левую руку к сердцу. Мужчине и женщине, согласно таджикской традиции, нельзя оставаться наедине, если они не соединены узами брака.

Одежда имеет большое значение для таджиков, служит оценкой деятельности, положения в обществе. Таджик встречает людей по одежке и, часто, провожает тоже по ней. В повседневности таджики могут одеваться очень скромно, не придавая значению своему наряду. Если же таджику предстоит важная встреча или праздничное мероприятие, то он обязательно постарается выглядеть достойно.

Традиции народов Таджикистана веками складывались из образа жизни. Они проявились в народном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличавшийся большой архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип был распространен к северу от Гиссарского хребта - в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом строили на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном сырцовым кирпичом. Иногда стены клали из битой глины или из сырцового кирпича. Кровля была плоская, земляная, с обмазкой из глины. Вдоль фасада строили террасу. Под потолком делали узкие световые проемы, заменявшие окна.

Характерной особенностью жилища был камин или надочажный колпак с дымоходом. В Гиссарскои и Вахшскои долинах жилище имело несколько иную конструкцию. Иногда оно было с двускатной крышей (часто без потолка) или с двускатным навесом над традиционной кровлей. В южных, горных районах Таджикистана жилища имеют вид горного, приспособленного для этого условия, жилья. Такое жилище имело массивный вид, было больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, неразделенные семьи. Стены таких домов складывали из дикого камня, иногда из сырцового кирпича.

Деревянная кровля имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, - ступенчатый деревянный свод со светодымовым отверстием в центре. Кровля поддерживалась тремя-пятью опорными столбами, расположенными внутри дома. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцевой (напротив входа) стен располагались нары, обмазанные глиной, с узким проходом между ними.В наши дни даже в отдаленных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения.

Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционную конструкцию, только своды кровли и опорные столбы расположены внутри дома. Современное жилище значительно модернизировано: на пол и нары теперь настилают доски и красят их, делают большие окна, вместо очага пользуются разного вида печами, внутренние и наружные стены белят. Что же касается жилищ равнинного типа, то многие их традиционные черты довольно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.

В прошлом большие поселения и города имели сходную планировку. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой наиболее древней части поселения располагалась более поздняя его часть с узкими улицами, на которые выходили глухие стены усадеб. За стеной с несколькими воротами находились предместья; здесь между усадьбами располагались пашни, огороды и сады.

Современное жилище представляет корпусные блочные или каменные постройки, в которой размещена типовая мебель, но традиционно в домах таджиков много ковров. Жители Таджикистана многие века жили в речных долинах предгорий, в горах, в оазисах. Это подразумевало традиционные занятия населения. В районах Западного Памира таджики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые, огородные и бахчевые культуры. Здесь в долинах выращивали хлопок, занимались разведением садов и виноградников. Традиционно жители Таджикистана занимались скотоводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, а ваханцы и шугнанцы разводили яков. Транспортными животными для населения этой республики были лошади, яки и ослы. Давним занятием для таджиков было шелководство.

Из традиционных народных ремесел таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей. Определенные города славились производством того или иного вида ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большим успехом пользовались изделия таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративная вышивка, в которой прослеживаются древние художественные традиции.

Традиционный костюм таджиков в каждом районе имел свои особенности, но обладал и общими чертами. У мужчин он состоял из рубахи туникообразного покроя, широких штанов и распашного халата с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных с заостренным носом галош (их носили отдельно, а иногда и вместе с мягкими сапожками - ичигами). У горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах для хождения по горным тропам.

Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях - тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.

В наши дни мужчины надевают главным образом современную, так называемую городскую, приобретаемую в магазинах или сшитую в ателье одежду: костюм или брюки с рубашкой, пуловер, свитер. Модны "водолазки", джинсы. В одежде молодежи преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейку и халат в сочетании с современным городским костюмом.

Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В него входит платье, часто уже не туникообразного покроя, а отрезное, на кокетке. Шьют его чаще всего из шелка, оно широко распространено во всех азиатских республиках. Носят также шаровары (у девушек и молодых женщин - значительно выше щиколотки и более узкие), легкие косынки, платки, тюбетейки. Широко бытуют и элементы городского костюма: жакеты, вязаные шерстяные кофты, обувь фабричного изготовления или сшитая в обувном ателье. В зависимости от сезона носят плащи, пальто.

В прошлом верхней одежды у горных таджичек вообще не было: считалось, что в холодное время года женщине не следует выходить из дома. Памирские таджички при выходе из дома зимой, надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студентки и молодые женщины - служащие, представительницы интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа; сельские жительницы ее не носили и в прошлом, и в городской среде она была изжита уже в 1920-х годах.

В предвоенные годы ее еще изредка надевали старые женщины. Несмотря на то, что многие таджики в городах и поселках носят современную одежду, у жителей кишлаков, особенно горных местностей, сохранился национальный костюм. Красивые тюбетейки, женские головные платки, платья, украшения, мужские вышитые поясные платки, халаты можно встретить и по сей день. Женский костюм состоит из белого или цветного платья-рубахи, сшитого из шелковых или бумажных фабричных тканей, шаровар, доходящих до щиколотки, низ их обшит узорной тесьмой. Часто шаровары шьют из двух видов тканей.

У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменяется современным. В современной одежде памирцев немало таджикских элементов, однако они заимствуются не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят заимствования в области жилища, и, в частности, интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от состоятельности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота. В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, жители занимались скотоводством, основной пищей были хлеб, лепешки, молочные продукты, сливочное масло, а в равнинных местностях в пище населения много овощных блюд и фруктов.