logo
Мораль как общественное явление

Этика гуманизма

Гуманизм (от лат. humanitas -- «человечность», humanus -- «человечный», homo -- «человек») -- демократическое, этическое мировоззрение, утверждающее, что человек имеет право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на счастье, свободу и развитие своих способностей. Гуманизм не имеет религии, но и не отрицает.

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм -- высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманистическая этика - это ситуативная этика, ибо любое моральное суждение связано с выбором в ситуации. Это этика такой жизненной ситуации, где в конкретных обстоятельствах соединяются нравственные нормы и разум человека, принимающий или не принимающий решения, то есть проявляющий данную ему свободу и ответственность.

Гуманизм в первую очередь определяет, что естественные начала добра в человеке стоят на переднем плане, а не этические нормы. Всякая мораль относительна, ибо, безусловно лишь добро.

Второе положение гуманизма - свобода и ответственность за любое нравственное решение, поступок лежит на самом человеке, который, руководствуясь определенной моральной нормой, не может перекладывать ответственность с себя на эту норму. Человек должен опираться в своем решение на моральные нормы, на свой разум и понимание ситуации.

Основа этики гуманизма раскрывается в таких чертах как «этика абсолютов», человек в ней выдвигается как абсолютная ценность, этика принципов, раскрытая в «золотом правиле». Это правило содержит в себе идею всеобщего равенства и способствует выработке стремления ставить себя на место другого. Формулируется оно либо в позитивном ключе: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», либо в негативном - «не поступай…». Так же выдвигается ситуативная этика, где человек сталкивается не с добром и злом в чистом виде, а их комбинации. Здесь человеку нужно делать нравственный выбор между большим или меньшим злом, или же иногда воздерживаться от выбора.

Этическая культура гуманизма оптимистична и жизнеутверждающая. При этом в современном обществе не редки случаи, когда хорошим тоном считают критику. Человек становится циничным и пессимистичным, поскольку это одна из форм бегства от личной ответственности и процесса своего роста, так и из социальной жизни. «Пессимизм - это доктрина, парализующая заявлением о том, что мир есть сплошное зло, он сводит на нет все наши усилия по поиску преодолимых причин конкретного зла и тем самым на корню пресекает любую попытку сделать мир лучше и счастливее. Однако и тотальный оптимизм как следствие стараний по оправданию зла представляет собой не меньшее исчадие ада», - пишет Дж. Дьюи.

Этика добродетелей, которая основывается на базе позитивных человеческих качествах, таких как порядочность, эмоции, воля, достоинство, ответственность, сострадание, совесть и другие, в ходе исторического отбора и личностного совершенствования, ставшие основными нравственными нормами. Совесть в гуманистическом смысле - это выражение человеческой позитивности, состоятельности, психического и интеллектуального здоровья. Она гармонизирует мысль, слово и дело человека, объединяет их, что, безусловно, способствует его моральной прочности. Вкупе с совестью достигается нравственная целостность, которой человек зачастую добивается с большим трудом. Здесь особенно ясно видна общая картина ценностей и добродетелей гуманизма, их взаимность, что свидетельствует в пользу цельной гуманистической концепции личности, а значит и ее жизнеспособности.

Почему именно эти, а не другие добродетели современные гуманисты считают главными? Об этом подробно пишет П. Куртц в книге «Мужество стать». Он убежден в том, что мужество - это основная движущая сила развития человека, ибо жизнь полна не только радостями, но и вызовами и преодолениями препятствий. Мужество необходимо человеку на пути добра. В понятие «мужество» входят: внутренняя свобода, решимость, волевая собранность, осознание своих сил. В сочетании с состраданием и человеколюбием мужество удерживает человека от презрения к слабым или еще не верящим в свои силы людям.

Этическая культура выражается в убежденности индивидуума в том, что для морального поведения не требуется религиозность, что она сама по себе не служит гарантией благочестивости, связь религии и морали не существенна. Однако, религия, но не фанатизм, способна еще быть эффективным средством для осуществления моральных функций.

Современная гуманистическая этика не пренебрегает лучшими традициями этической мысли, и применяет ее к современной действительности, беря за основу принципы разумного плюрализма жизненных предпочтений. При этом, признание значимости уже известных этических принципов не значит, что они будут неизменны. Совершенствоваться нужно бесконечно.