Мораль как общественное явление

контрольная работа

Справедливость в истории культуры и общества

этический гуманистический справедливость мораль

Справедливость считается одной из основных категорий этики, а как черта характера - добродетелью.

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе совокупность нравственно приемлемых норм, которые выступают адекватной мерой воздаяния личности за совершенные деяния. Например, за определенный труд должно быть равнозначное вознаграждение, а за преступление - наказание. Справедливые поступки совершаются осознанно и по доброй воле.

Словом, если добро - одна мера для всех, то справедливость поворачивается к каждому человеку по-своему, и задевает, вызывая различные чувства - от благодарности до зависти или негодования. Другими словами, сознание справедливости в отличие от сознания добра более связано с важными повседневными интересами людей и более эмоционально насыщенно.

Справедливость - это мера естественных прав человека. В основе понятия «справедливость» лежит принцип равноправия, который уравнивает шансы людей на возможность реализоваться, а также дающий равенство прав на единые стартовые возможности. Однако равноправие совсем не то же, что и равенство. Эти понятия довольно часто путают и взаимозаменяют. Права равны у всех людей, но люди не равны в своих возможностях, потребностях, способностях, интересах, «ролях» и обязанностях. С одной стороны, это хорошо: ведь именно в этом неравенстве заключены индивидуальность, уникальность и неповторимость индивида. С другой стороны, это порождает массу недоразумений и заблуждений.

Это говорит о том, что слияние понятий «равенство» и «равноправие» негативно отражается на людях, которые верят в справедливость, но путают понятия, и поэтому начинают проявлять такие качества, как злоба, зависть к человеку, который от рождения наделен большими благами, чем он сам. С потерей этой веры возможно наступление пренебрежения к моральным устоям общества, что отрицательно сказывается на обществе в целом.

По словам Аристотеля, справедливость выражает самую совершенную добродетель, в ней словно соединяются все остальные добродетели. И в первую очередь, она выражается в отношении к другим людям. Несправедливость, наоборот, выражается в неравенстве. Но люди различаются друг от друга, и Аристотель вследствие этого вводит термин «пропорциональность». То есть, если человек имеет большие блага, то уплачивает и больший налог, а человек, имеющий меньше благ - меньший налог. Природное равенство заключается в том, что ребенок выполняет меньше работы, а взрослый - больше.

Ответственность в справедливости должна быть не только у человека перед обществом, но и у общества перед человеком, который также имеет право оценивать порядки в обществе как справедливые или не справедливые. Справедливость часто сопоставляют с объективностью. Ведь объективность - это оценка различных действий, отношений, распределений благ, при которой не выделяется чей-либо интерес. Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых поисков человечества. В первобытном обществе проблема справедливости поднималась при распределении добычи.

Уравнительная система справедливости позволяла первобытной общине выжить в условиях нехватки пропитания. Если бы добыча делилась иначе, община первобытных людей постепенно вымерла бы вся. При этом имело место быть поощрение и наказание, при нарушении какого-либо запрета каралось смертью или изгнанием, а подвиг - награждался.

Уравнительная система справедливости постепенно вытеснялась распределительной справедливостью, которая постепенно проникала во все сферы деятельности общества, так как появились скотоводство и земледелие, социально-классовые группы. При распределении благ согласно труду, сословно-классовой и племенной принадлежности начали развиваться общество и культура.

Однако появление всеохватывающей распределительной справедливости означало одновременное рождение несправедливости, поэтому произведенные блага могли быть отняты силой. Условия и качество жизни разных людей стали неравными. Появились бедные и зажиточные, которые конфликтовали между собой, причем у каждой группы были свои понятия о справедливости. Люди стали выражать свою правду - индивидуальную точку зрения и потребности, которая является формой выражения своей правды. Такая правда у разных слоев населения не только радикально различна, но и противоположна.

С возникновением государства появились писаные законы, а так же право, закрепляющее сложившиеся положение вещей и претендующее на выражение настоящей справедливости. Однако, уравнивание и распределение оставались привязаны к традициям еще долгое время. На фоне этого, справедливость права и традиции вступают в конфликт.

На фоне всех этих процессов формируется собственно нравственное представление о справедливости, когда справедливость начинает рассматривать как качество, присущее человеку, его сознании. И человек самостоятельно решает - быть или не быть справедливым. В древней философии существовал закон кармы, или, как его называют в науке, закон причинно-следственной связи. Он гласит, что каждое действие имеет противодействие. То есть человек сам выбирает свою судьбу, ему не на кого жаловаться, только на самого себя. Чтобы справедливость кармы стала к нему более благосклонна, нужно изменить свое поведение к лучшему и исправить последствия прошлых поступков.

Первая фундаментальная концепция справедливости как социального явления была высказана Платоном. Его справедливость элитарна и иерархична. В трактате «Государство» Платон пишет о трех сословиях, каждое из которых имеет четко отведенное ему место в обществе: правители-философы правят, воины защищают государство, а ремесленники и земледельцы занимаются хозяйством. Платон считает справедливым то, что никто из представителей сословий не претендует на чужую роль, а каждый строго выполняет свой долг. Чтобы обосновать это разделение, Платон объясняет тем, что на то была божественная воля.

Аристотель стал тем мыслителем, который заговорил о справедливости как о пропорциональности. Справедливость выступает как середина между двумя крайностями - несправедливостями. В основу справедливости он положил принцип неравенства и впервые ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости, которые существуют по сей день.

В средневековье христианство учило тому, что Бог не только всемогущ и всеблаг, но и справедлив. Своей высшей силой - справедливостью - он воздаст по заслугам каждому человеку. С другой стороны, многие его деяния и акты воли были непонятны столь ограниченному человеческому уму, поэтому человек должен был принять как данность закон Божий.

В средние века выражением справедливой воли Бога было иерархическое строение феодального общества с его разделением по сословиям, которое приписывало человеку одну и ту же социально-классовую роль от рождения и до смерти.

Только в Новое время появляется идея равенства как выражения справедливости. Она приходит вместе с буржуазией. Однако понятие равенства преподается не как экономическое или социально-статусное, а как правовое, как требования соблюдения заключенных соглашений всеми без исключения. Человек Нового времени был заинтересован в юридическом представлении законов и справедливости, соблюдении общих норм и интересов. За нарушение законов следовало наказание.

В современном мире справедливость, так или иначе, всегда включает момент уравнительный и момент воздающий. Равенство выступает как важное условие жизни человека и развития его индивидуальности. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу независимо от классовой принадлежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение имуществом. Но реальная справедливость не сводится к установлению равенства, она включает в себя конкретные материальные и организационные воздаяния во всех сферах жизни, и оно часто закреплено в законе. Это и распределение благ сообразно конкретным принципам, и наказания за преступления, и поощрение со стороны общества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.

При этом власть, претендующая на выражение мнения всего народа, как правило, выражает интересы наиболее обеспеченных правящих групп - олигархии, поэтому столкновения интересов, представлений, требований неизбежны. Однако, имея в современном мире большие возможности, в том числе и средства массовой информации, власть активно навязывает людям свое представление о справедливости, изображает все производимые ею акции как справедливые, стремится разубедить оппонентов, отстаивающих свою правду.

Делись добром ;)