Национальные особенности этики

курсовая работа

Введение

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии XVI века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных". В Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии - постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить их (хотя стол ломится от яств). На Востоке суп подают в конце еды (обеда). В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.

Этикет - это свод неписаных законов (обычаев) известных под названием Адыгэ хабзэ, Тау адет. Этими законами регулировалось вплоть до конца XIX в. поведение кабардинцев и балкарцев во всех областях общественной жизни. И по настоящее время они во многом определяют поведение людей, их отношение к повседневной, деятельности.

Удивительные, строго регламентированные формы почитания величания женщин придавали поведению адыгов и балкарцев поразительную изысканность. Европейские ученые и путешественники XVIII-XIX вв. сравнивали адыгский этикет с рыцарским этикетом первых королей в Германии и Франции. Англичанин Дж. Белл об адыгском этикете писал: "По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором я когда-либо читал". Корреспондент лондонской газеты "Тайме" Дж. Лонгворт отмечал: "Ни в какой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной". А В.И. Абаев заметил, что адыгский этикет соответствовал правилам светского приличия, он был изысканно вежливым и учтивым.

Адыгский этикет типологически сходен с этикетом китайцев, индийцев, арабов, с этикетом раннесредневековых рыцарей Западной Европы, а также японским традиционным этикетом "бусидо". Особенно строго он соблюдался адыгскими уорками, и не случайно говорили об "уэркъ хабзэ" - рыцарском (дворянском) этикете, который, как и у японцев, предписывал внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, чрезвычайную скромность и вежливость, и почтительно-величавое отношение к женщине.

Адыгский этикет и этикет балкарцев развивался и укреплялся под влиянием социально-экономического развития этикета соседних народов: абхазов, грузин, осетин, чеченцев, карачаевцев и др. В свою очередь, они оказали значительное влияние на этикет этих и других народов Кавказа. Вместе с тем, по утверждению многих авторов, адыгский этикет занимал особое место в общекавказском этикете. Отмечая это, грузинский философ Н. Рехвиашвили писал: "Выработанный и строго соблюдаемый адыгскими племенами этикет... был принят в качестве единой нормы поведения почти всеми кавказцами". Ученый С.И. Дахкильгов пишет: "Известно, что близлежащие с адыгами вайнахи и другие народы восприняли некоторые обычаи и нормы этикета адыгов. Про благородного человека вайнахи говорили: "Он благороден, как черкес", гордого мужчину называли - "гордый кабардинец". Старшее поколение балкарцев и сейчас с уважением говорит "черкес намус".

Как отмечали многие авторы (русские, иностранные и др.), адыги, в частности кабардинцы, считались законодателями мод, их называли французами на Кавказе, начиная с. XVI в. они являлись носителями культуры адыгов. "В XVI-XVIII вв., - пишет В.И. Абаев, - Кабарда пережила расцвет феодализма, достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет "кабардинский" был в это время синонимом аристократической изысканности и комильфотности". И совершенно не случайно, что представители зажиточной верхушки многих народов Кавказа посылали своих детей на продолжительное время для обучения нормам кабардинского этикета.

Цель курсовой работы - раскрыть национальные особенности этики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

показать национальные особенности этики;

изучить скромность, терпимость, снисходительность;

исследовать уважительное отношение к родителям, старшим и женщинам.

Делись добром ;)