logo
Основные категории эстетики

1. Природа и сущность эстетического сознания

Эстетическое сознание -- один из видов сознания, существующий наряду с политическим, правовым и другими его видами.

Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала.

Эстетическое сознание характеризует духовную составляющую эстетического опыта. Им обозначается совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-внесознательных, к правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов составляющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения, эстетического события. Эстетическое сознание является необходимым компонентом человеческого сознания. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии.

Характерная особенность эстетического сознания - его личностный характер, оно результат индивидуального восприятия и индивидуальной эстетической деятельности. Подтверждением этого являются слова русского композитора А.Н. Скрябина:

... во всей массе пережитых мною ощущений и мыслей я замечаю нечто общее, что их связывает, а именно то, что все это я переживаю. Все это я сознаю. Во-вторых, чтобы сознавать все это, я действую, я напрягаюсь, я делаю усилие, я расходую большее или меньшее количество внимания. В-третьих, если бы я перестал сознавать все это, то есть, если бы моя деятельность прекратилась, то с ее прекращением исчезло бы для меня все.

Эстетическое для Скрябина связано с переживаниями, структура которых включает два элемента: знание и отношение. Однако эстетическое знание имеет свою специфику и не является знанием рациональным. Это могут быть ощущения, восприятия, переживания прошлого, воспроизводимые по памяти, как в романах французского писателя М. Пруста "В погоне за утраченным временем". Отношение к этим знаниям определяется вкусами, идеалами, то есть, эстетическим сознанием человека.

Как и во всяком сознании, в эстетическом сознании выделяют два уровня: обыденное и профессиональное сознание.

Обыденное эстетическое сознание - это сознание подавляющего числа людей, испытывающих удовольствие от общения с эстетическим. Уровень эстетического сознания этих людей называют чувственно-эмпирическим.

Эстетическое сознание формируется в результате общения с искусством и окружающим миром под влиянием эстетической потребности человека, которую можно считать врожденной. И уровень этого сознания, степень его зрелости определяется характером той культуры, которая с детства окружает человека, которая доминирует в семье, которая преподается в школе.

Эстетическая потребность человека есть заложенная в организме потребность полноты его бытия, особенно обостряющаяся в условиях пограничной ситуации человека, когда мало благоприятные условия бытия требуют мобилизации всех сил человека для сохранения его личности. Удовлетворение эстетических потребностей оказавшегося в пограничной ситуации человека происходит в соответствии с уровнем их развития. В процессе формирования эстетического сознания формируются эстетический вкус и эстетический идеал, присутствующие не только в творческом сознании, не только в элитарном сознании, но и в массовом сознании.

И хотя и в массовом эстетическом сознании присутствует свой эстетический идеал, свой вкус, своя эстетическая потребность, массовое эстетическое сознание -- это сознание потребительское, это сознание пассивное, поскольку оно не связано с потребностью либо профессионально оценивать произведение искусства, либо его создавать.

Эстетическое же сознание творцов искусствоведов - это профессиональное эстетическое сознание. Сознание искусствоведов и специалистов в области эстетики считается теоретическим уровнем эстетического сознания.

Эстетический опыт был с древности присущ человеку и находил выражение в зачаточных формах древнего искусства, украшениях тела, предметов обихода, оружия, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т.п. Неразрывна с ним была и интуитивная эстетическая оценка на основе еще слабо развитого чувства не только чувственного удовольствия/неудовольствия. На более поздних этапах культуры -- в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта и соответственно эстетического сознания, появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составила основу категориального аппарата науки эстетики. Однако вербально-рефлективный уровень эстетического сознания до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения и описания его сущности -- тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации.