logo
Основные категории эстетики

2. Основные эстетические категории: прекрасное-безобразное, трагическое-комическое, возвышенное-низменное

Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

"Прекрасное" -- самая ранняя эстетическая категория, отражающая реально существующее прекрасное в природе, обществе, искусстве и культуре. Она характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью.

Эстетика с самых первых своих шагов определяла прекрасное как гармонию. И в дальнейшем при определении прекрасного основное внимание сосредоточивалось на раскрытии содержания понятия "гармония".

Античные мыслители понимали прекрасное как свойство мира, а воплощением прекрасного для них был сам космос -- идеальный порядок.

Продолжая традицию Пифагора, который отождествлял эстетическое с этическим и рассматривал прекрасное с математической точки зрения, Аристотель самые главные формы прекрасного видит как порядок в пространстве, соразмерность и определенность, как гармонию.

Настаивая на идее соразмерности, Аристотель утверждал, что прекрасное не должно быть ни слишком большим, ни слишком малым. И эта идея сыграла гуманистическую роль в греческой архитектуре: несмотря на свое величие греческие храмы были соразмерны человеку, в отличие от египетских, своими размерами полностью подавлявшими человека.

Древние греки понимали, что творцом прекрасного, этой соразмерности, этой гармонии может выступать и сам человек. Вспомним знаменитое изречение Протагора: "Человек есть мера всех вещей",

Античные эстетики лишь в понимании прекрасного единодушны: прекрасное -- это гармония.

Платон, например, считал красоту сверхприродной, сверхчувственной. Это означало, что в своем понимании прекрасного он уже восходил ко всеобщему, к понятию, к идее. Его интересовало в прекрасном не его конкретные проявления, а всеобщие характеристики. Платон пытался отделить прекрасное от полезного прекрасное -- от благого. Окончательного определения он не дает, но делает мудрый вывод: "Прекрасное -- трудно".

Платон пытается не только определить природу прекрасного, но и рассмотреть пути его познания. Оказывается, что философский рационалистический метод познания для постижения прекрасного не подходит. Прекрасное постигается только вдохновением.

С греков берет начало идея о том, что прекрасное не утилитарно, что оно связано с воображением и вдохновением, что в основе его лежит гармония.

Культ гармонии поддерживали и мыслители Возрождения, а в эстетике Нового времени такие мыслители, как Винкельман, Гердер, Дидро и другие, прекрасное связывали с гармонией. Что такое гармония? Ее природу попытался раскрыть Е.Г. Яковлев:

Нам думается, что гармония -- это внешне непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешены. Качественное же различие и противоположность есть свойство отношений между формами совершенного. Гармония есть "частный случай совершенного, выражающий тенденцию развития в объективной реальности, т.е. в эстетическом аспекте -- это прекрасное. В качестве главного признака гармонии Яковлев выделяет внешнюю непротиворечивость и как пример приводит структуру элементарного эстетического объекта -- симметрично построенного кристалла.

Он прекрасен до тех пор, пока не разрушен, т.е. пока не нарушена гармония его целостности. Это характерно и для более сложных гармонических систем.

Итак, прекрасное -- это совершенная гармония как объективное свойство действительности во всех ее проявлениях.

Другим понятием, углубляющим понятие гармонии, а стало быть, и прекрасного, является понятие симметрии, играющее важную методологическую функцию в теории искусства. Симметрия -- это соразмерность, свойство инвариантности процессов и отношений относительно некоторых преобразований.

По своему содержанию гармония может быть природным, духовным, общественным явлением, она может быть также отношением между человеком и природой, между человеком и произведением культуры.

Это является основанием для деления прекрасного на различные виды. Гармония художественного произведения вызывает игру познавательных способностей, игру духовных и физических сил, захватывает все сферы психической жизни человека. Воздействие гармонии, воздействие прекрасного вызывает определенное состояние человека.

Итак, прекрасное как объективно гармоничное может быть прекрасно само по себе. Вместе с тем оно может быть и отношением между предметом и человеком и зависеть во многом от субъективного восприятия. Этим и объясняется разница в эстетических оценках и вкусах отдельных людей.

Категория безобразного возникла в эстетике как оппозиционная категории прекрасного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъкт-объктных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического). Наиболее активно разрабатывались в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве.

Например, еще в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе (разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа), в человеке (болезни, ранения, смерть), в морали (безнравственные поступки), в политике и государственном управлении (обман, коррупция, несправедливые суды и т.п.). Как правило, безобразное в действительности оценивалось негативно, как противоречащее главному идеалу античного мира -- упорядоченному космосу и ориентированному на него рационально организованному социуму; хотя античные источники фиксируют и существование любителей безобразного, дурного, которые получили презрительное именование "сапрофилы" (от греч. заргоз -- гнилой, дурной, испорченный). В неоплатонической эманационной иерархии красоты безобразными считались ее низшие материальные, телесные, "бесформенные" ступени, на которых была предельно ослаблена формирующая сила Единого, почти угасал луч эманации; фактически безобразное -- это ничто, небытие в платоновско-неоплатонической традиции. Линия этой традиции сохранилась до XX в., особенно в богословской эстетике, в частности в софиологии С. Булгакова.

Более сложный характер имеет историческое осмысление безоразного в искусстве. Уже Аристотелъ узаконивает его место различных искусствах. В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение безобразных предметов (трупов, отвратительных животных) допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства -- искусного подражания. В драматических искусствах безобразное, согласно Аристотелю, как не доставляющее реального страдания (в отличие от действительности) трансформируется в смешное в комедии или способствует самоотрицанию (или своеобразной профилактике безобразного в действительности) в трагедии.

Категория трагического как эстетическая категория впервые была разработана Аристотелем, для которого трагическим был неразрешимый конфликт, обязательным элементом которого был пафос, то есть страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание. Действие, послужившее причиной страдания, по мнению Аристотеля, должно было предполагать нечто возвышенное, но одновременно не быть преувеличенным. профессиональный эстетический сознание вкус

Само понимание трагического за более чем две с половиной тысячи лет существенно изменилось с того момента, как появилось само понятие и сам термин "трагическое".

Крупнейший специалист по античной эстетике А.Ф. Лосев так писал о понимании трагического античной и средневековой философией:

Античная и средневековая философия вообще не знает специфической теории трагического: учение о трагическом составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания трагического в древнегреческой философии, где оно выступает как существенный аспект космоса динамики противоборствующих начал в нем, может служить философия Аристотеля. С точки зрения аристотелевского учения о нусе (уме) трагическое возникает, когда этот вечный ум отдается во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего -- подчиненным необходимости, из блаженного -- страдающим и скорбным" Тогда начинается "человеческое действие и жизнь", подражание которым является сутью трагедии, с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности составляет бессознательное преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или "узнавание" прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагического пафоса, обусловленного потрясением человеческого существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и сострадание. В результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия ума.

И не случайно Гёте в разговорах со своим секретарем Экерманом указывал на то, что идея трагической судьбы, как ее понимали греки, устарела.

Впервые философское осмысление категории трагического дали немецкие классики: Шиллер, Шеллинг, Гегель, но еще до них эту проблему поставил Кант как антиномию должного и сущего, как абсолютный характер этого противоречия.

Категория "комическое" -- одна из важнейших эстетических категорий. Само слово "комическое", т.е. смешное, происходит от греческого слова "веселый" и слова, означающего веселую ватагу ряженых на празднестве Диониса в Древней Греции.

Трудность определения комического состоит в том, что, несмотря на огромное количество литературы о комическом, начиная с Аристотеля, адекватного его определения фактически еще не существует.

О комическом много писали Платон и Аристотель, но и у них не было научно обоснованной теории комического. Считается, что такую теорию во второй части своей "Поэтики" изложил Аристотель, но она не сохранилась.

В произведениях Цицерона к Квинтилиана есть классификация родов комического и предназначавшиеся для ораторов рекомендации по их применению.

В целом же на основании данных, имеющихся о комическом у Платона и Аристотеля, можно представить, как понимали комическое древние. В "Поэтике" Аристотель утверждал, что смешное есть часть безобразного: смешное -- это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубное. Аристотель исходил при этом из современного ему мировоззрения и художественного опыта, в котором значение трагедии значительно превышало значение комедии. Смех, называемый комическим, это выражение в равной степени удовольствия и отвращения, радости и негодования: высмеивая кого-либо, человек получает удовольствие и разрядку. Возвышенным обозначается одна из относительно редких (особенно в современном мире) модификаций эстетического; одна из главных и наименее поддающихся дискурсивному описанию категорий эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим все возможности его восприятия и понимания. При этом субъект переживает свою глубинную онтологическую и энергетическую сопричастность или самому "высокому" объекту, свое родство с ним, или трансцендентному архетипу, духовным силам, стоящим за ним, и одновременно ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, т.е. свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной.

В современной господствующей эстетике Низменное - эстетическая категория, противоположная Возвышенному; характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т. к. на данном этапе развития общества, общественного производства они ещё не освоены и не подчинены человеческой воле.