Основные категории этики

реферат

Вопрос 4. Свобода

1. Моральная свобода и необходимость

2. Моральные действия

3. Свободный выбор

4. Воля

1. Моральная свобода человека - это возможность определения (нравственного самоопределения) и реализации нравственной позиции.

Свобода проявляется в выборе направления и способов деятельности. В свободе выбора человек проявляет себя как личность - самостоятельная и творческая. В разных этических учениях даются свои определения свободы:

* возможность достижения насущной выгоды (прагматизм);

* абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм);

* постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика);

* определение человеком цели деятельности и удовлетворенность ее результатами (антропоцентризм).

Моральная деятельность отражает сочетание объективных условий и субъективных составляющих нравственного сознания. Человек ограничен множеством необходимостей. Он подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам, стереотипам поведения и т.п.

Все условия, в которых живет и действует человек, законы, которым он подчиняется, - данность, необходимость, предзаданная человеку. Человеку необходимо:

* осознать внешнюю необходимость как единственно возможную;

* подчиниться ей;

* принять необходимость как свое внутреннее побуждение;

* осознать свое место в едином процессе необходимости.

Свобода человека заключается в осознании объективных границ деятельности, попытке их расширения. ("Свобода есть познанная необходимость". Гегель)

Автономия, отрицательная свобода выражается в:

* свободе от опеки, диктата извне;

* действиях, основанных на нормах и принципах, которые отвечают личным представлениям человека о благе;

* возможности воздействия на формирование норм и принципов.

Познание законов природы, научные открытия позволили человеку преодолеть свою природную ограниченность. Свобода рассматривается как самопроизвольное отклонение от предзаданности.

2. Свобода характеризует действие, которое совершено:

* с учетом объективных ограничений;

* не по принуждению;

* в условиях выбора возможностей.

Аристотель выделял произвольные и непроизвольные действия человека. Непроизвольные действия совершаются подневольно, по принуждению, по неведению.

Произвольные действия могут быть недобровольными (смешанные действия) - они произвольны (поскольку человек сам является источником действия), но недобровольны (непроизвольны вследствие того, что человек не совершил бы это действие по собственному желанию). К произвольным поступкам Аристотель относил действия, совершенные по незнанию того, в чем заключается польза, в состоянии ярости т.п.

Произвольные поступки могут быть преднамеренными (совершенными сознательно, по своему выбору).

Возможность выбора является сущностью свободы. Выбор возможен при наличии альтернатив и доступности возможных вариантов.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

* отсутствие внешнего принуждения, запрета;

* сознательность, понимание возможных вариантов и выбор одного них;

* действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек - запретов, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного действия, не всегда позволяют достичь добра;

* наличие ориентиров (ценностей, идеалов) свободной воли. В случае, если человек не имеет позитивных ориентиров, он не всегда в состоянии воспользоваться свободой во благо.

Свободно совершенный поступок должен включать элементы:

* исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут задаваться в процессе воспитания; человек может развиваться в заданном направлении или выбрать другие жизненные ориентиры;

* знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;

* определение конкретной цели (цели не носят моральный характер, но могут включать моральный аспект);

* выбор средств достижения цели - средства должны быть благородными и адекватными, то есть не искажающими выбранную цель;

* предвидение возможных последствий поступка;

* реализация намерения.

Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей.

4. Слово воля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как:

* отсутствие принуждения, рабства;

* возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рамками;

* свободу поступков и т.д.

Р.Г. Апресян выделял своеволие, произвол, представляющие собой:

* свободу желаний;

* разнузданность самостоятельной воли;

* отсутствие уважения к чужой свободе.

Личная воля должна быть соотнесена с долгом, подчиняться общей воле, которая выражена в социальной дисциплине, законодательстве. Свободной воля становится только через обуздание своеволия.

Свобода одного человека ограничена свободой другого человека.

Человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.

Делись добром ;)