Основные нравственные типы личности

контрольная работа

Потребительский тип личности

“Потребительский” тип. ...Он широко распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль в его представлении - это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Она полезна и во многом приятна. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо - получишь конфетку. Бескорыстие морального мотива является для такого мышления еще непосильно сложной идеей. Человек этого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненной “конфетки”. Вот почему он и назван условно “потребительским типом”. Такой человек считает, что польза является основным, а главное - единственным, мотивом поведения. Значит и моральные поступки - одна из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью представляет главную ценность для этого типа нравственной личности.

Ориентация “потребителя” закономерно является индивидуалистической. Каждый стремится к счастью поодиночке, и только потом, поскольку мне неуютно блаженствовать одному, я начинаю размышлять и заботиться о счастье других людей. Если я достиг успехов в жизни, мне хочется поделиться своим рецептом с другими людьми - пусть им тоже будет хорошо. [Типичный пример тому - творчество Д. Карнеги и другие пособия типа “Как заработать миллион”, “Как выйти замуж”]. Общий принцип морали таков: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если последнее ограничение отсутствует, то бесконтрольное личное процветание превращается в аморальное хапужничество и агрессию по отношению к людям.

Искомое счастье понимается “потребителем” как достижение: денег, славы, власти, благополучия семьи и т. п. А все это - ценности социальные. Да, потребительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему такой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, прекрасным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убежденности в своей правоте.

Какому же источнику моральных правил доверяет такая личность? В первую очередь - самому себе. Применение же общих соображений зависит от ситуации, в которую я попал. И это второй источник нравственности. А поскольку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а весьма относительны. На практике такой релятивизм может докатиться до полной безнравственности. Когда всякие нормы порядочности, забываются, ситуация и личная выгода позволяютмне с легкостью попирать права других.

Конечно, людям с другим типом нравственной организации потребительский образец может представляться и “мещанским”, и “деляческим”, и “хищным”. В ответ на эти обвинения “потребитель” может предъявить свои собственно моральные заслуги. Пусть идеалы не столь возвышенны, зато они воплощены в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но жизнь наша налажена и в асоциальные крайности мы не впадаем; пусть мы несколько эгоистичны, зато заботимся о нуждах человека и не терзаем его невыполнимыми требованиями. За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом - польза, ориентациями - индивидуализм, релятивизм, социальность и активность. [2]

Делись добром ;)