Основные эстетические категории

реферат

2.1 К вопросу о нравственном воспитании личности

эстетический трагический героический нравственный

Как определяет категорию трагического в своей книге Любимова Т.Б.[1]. «Трагическое мы определяем как 1) экзистенциал, 2) качество жизненной ситуации и 3) эстетическую категорию, фиксирующие принципиально неразрешимый жизненный конфликт и его ценностные отражения в искусстве и литературе. Трагическое знаменует момент оторванности единичного человека от общинно-круговой поруки, на нем суммируется и сбывается вина клана, племени, народа, семьи или собственного неразумия, навлекающего гнев богов и месть инспирируемых ими исполнителей правежа».

В России, на наш взгляд, трагическому придана универсальная функция -- быть онтологическим принципом мирового исторического движения и условием расширения горизонтов самосознания и богообщения.

Немало ярких, незабываемых героических событий вошли в историческую летопись человечества. Борьба за революционное преобразование общества и социальный прогресс, национально-освободительное движение немыслимы без величайших взлетов человеческого духа, без героического. Трудно переоценить его роль в трудовой деятельности, в научном, художественном прогрессе общества. Исключительно велико нравственное его значение - героическое оказывает мощное воспитательное воздействие на множество людей, способствует формированию благородных, гуманных жизненных целей, стойкой идейной, активной гражданственной позиции. Значительное место принадлежит героическому в искусстве. Многовековая история последнего свидетельствует о неослабевающем интересе к художественному воссозданию ратных и трудовых свершений, подвигов, суровой, напряженной героической борьбы.

«Роль героического в жизни общества не только велика, но и необычайно многообразна. Отсюда разносторонний интерес к его теоретическому осмыслению, который нашел отражение в трудах крупнейших мыслителей прошлого. Ценные идеи о природе, воспитательном значении, роли героического в общественной жизни, его особенностях в искусстве высказывались Дж.Вико, Ф.Шиллером, Н.Г.Чернышевским В истории философии проблема героического не раз становилась предметом специального изучения: ей посвящены труды Дж.Бруно, А.Рено, Т.Карлейля.[2].

Актуально проблема героического и в наши дни. Между тем следует отметить, что Героическое - сложный по структуре и необычайно богатый в своих проявлениях феномен. Подвиг нередко бывает, связан с достижением политических целей, удовлетворением государственных интересов, в его основе могут лежать нравственные, религиозные и другие мотивы. Многоаспектность героического предполагает возможность различных подходов к его изучению. Однако следует заметить, что некоторые моменты, такие, скажем, как политические, религиозные, могут присутствовать в виде целей, мотивов в героическом, но могут и отсутствовать в нем.

Поскольку нравственные и эстетические факторы в той или иной форме проявляются в любом подвиге, они присущи героическому. Это позволяет считать этико-эстетический анализ необходимым и достаточным для изучения сущности героического и рассматривать его как основу философского подхода к данному явлению.

Некоторые исследователи, например, Мовчан В.С[.3],вводят такое понятие как «нравственно - эстетическое в природе героического, автор видит её в том, что добровольное и «добросовестное исполнение нравственного долга, заключенное в героическом поступке, переживается и расценивается самим героем, общественным мнением в тесной связи с эстетическими моментами эмоционального подъема, чувством о радости и восторга от сознания победы»[.4].

Рассматривая вопрос о героическом в повседневной жизни работника МВД, следует, прежде всего, обратится к вопросу о том, как следует понимать данный термин, работнику МВД, с точки зрения эстетики. Восприятие героического у каждого человека разное. У сотрудника МВД, оно должно быть ярко выражено, так как он встречается с этим понятием в эстетике каждый день и воспринимает его как обычное дело. Представления сотрудника МВД о героическом в повседневной жизни должны быть неразрывно связаны с его нравственными представлениями, то есть другими словами, что бы сотрудник МВД, воспринимал повседневную жизнь и работу как героическое он должен быть нравственно воспитан. Этим нравственным воспитанием так же занимается эстетика.

«С давних времен эстетическое и нравственное воспитание были тесно взаимосвязаны. Недаром древние греки применяли термин «калокагатия», составленный из двух слов: «kalos» - красота и «agathos» - добрый, хороший. «Калокагатия» давала реальный прообраз такой личности, у которой нравственная и физическая красота пребывают в нерасторжимом единстве, а внутренний мир и внешний облик составляют ясную и уравновешенную гармонию[5].

Эстетическое и нравственное начала имеют много общего: духовный мир, поведение в общественной и личной жизни человека. Эстетическое воспитание не сводится только к внешнему, воспринимаемому чувствами. Прекрасным, например, мы называем такого человека, который соединяет в себе внешнюю привлекательность с внутренней, духовной красотой, с красотой чувств и мыслей.

С другой стороны, нравственное в человеке не сводится только к внутреннему, а выражается и вовне - в поступках, воспринимаемых чувствами. Этика, мораль, нравственность - это, прежде всего, принципы и нормы поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Другими словами, любой поступок работника МВД, рассказывает очень многое об его нравственном воспитании, о том, как он воспринимает героическое в повседневной жизни. В эстетике существует ещё такое понятие как культура поведения. Очень хорошую, на наш взгляд, трактовку данного термина даёт Комарова А.И.[6]. «Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре».

На наш взгляд. на рассмотрении вопроса о нравственном воспитании. следует остановится подробнее. Ведь в кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД чётко сказано: «1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания». [7].

Если сотрудник обязан соблюдать кодекс неукоснительно, выполнять нравственный долг, то он должен чётко определить для себя, что такое нравственный долг и что такое нравственное воспитание?

Разобраться в этом вопросе нам должны помочь так же представители философской и эстетической мысли, например, Н.Г.Чернышевский, который является самым крупным, по нашему мнению, просветителем России, хотя родоначальником является все-таки Белинский. Но именно Чернышевский представил свою диссертацию по эстетке в 1855 году для получения степени магистра словесности, которую, в последствии сумел защитить.

Согласно Чернышевскому, жизнь в ее оптимальной форме проявляется в человеке, поэтому человек выступает критерием выявления любой красоты, он предстает в определенном смысле (как наиболее совершенная форма жизни) идеалом прекрасного и субъектом, определяющим прекрасное в остальном мире. Полнота жизни, по Чернышевскому, составляет содержание прекрасного, и определяется она согласно представлениям человека, его эстетическому восприятию («радости»), т.е. на основе субъективного фактора: «прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас[8] (курсив Чернышевского. - В.Б.). Все в жизни, не соответствующее нашим представлениям о ее полноте, не имеет отношения к прекрасному, а в искаженных формах болезни, несчастья, уродства расценивается как безобразное («безобразие» у Чернышевского). Возникает безобразное только как следствие каких-то несчастных обстоятельств, препятствующих реализации жизни в ее полноте. Поэтому «стремление к жизни, проникающее органическую природу, есть вместе и стремление к произведению прекрасного» [9].

Это прекрасное Чернышевский называет «объективно прекрасным, или прекрасным по своей сущности» и отличает его от «совершенства формы», к которому считает применимым гегелевское понимание «единства идеи и формы» или соответствия предмета своему назначению[10]. Тем самым он достаточно далеко разводит понятия прекрасного и совершенного, оставляя за прекрасным полный приоритет в эстетике. Чернышевский выделяет три основных класса проявления прекрасного: в действительности, в фантазии и в искусстве, и выше всего оценивает первый класс.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия работника МВД, Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

Много внимания в свой работе Чернышевский уделил искусству. Подробно разбирая основные виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, архитектуру, поэзию (литературу), - он рассматривает их с позиции упрощенного миметизма, буквального подражания реальной (видимой) действительности и постоянно констатирует, что каждый из видов «неизменно ниже природы и жизни». Так, рассмотрев произведения Шекспира, Гете, Шиллера, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чернышевский делает парадоксальный для эстетической диссертации вывод: «Итак, вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки лиц поэтическое произведение далеко уступает действительности; но есть две стороны, которыми они могут стоять выше действительности, - украшение события прибавкой эффектных аксессуаров и соглашение характера лиц с теми событиями, в которых они участвуют»[11].

Главным назначением искусства (всех его видов без исключения, подчеркивает Чернышевский) является «воспроизведение природы и жизни», воспроизведение интересных для человека сторон действительности, под которой он понимает не только видимый мир, но и внутренний мир его мечты, чувств, переживаний. Литература к тому же иногда служит «объяснительницею жизни», нередко выносит «приговор о явлениях жизни».[12].

Никаких сомнений, что труд Чернышевского должен быть хорошо изучен сотрудником МВД, при освоении курса эстетики.

«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, необлагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» К.С. Станиславский. [13].

У каждого поколения есть свои воспитатели, у ребёнка это педагогический коллектив, а у работника МВД, это в первую очередь, после заложенных им воспитанием в учебном заведении и в семье общих человеческих ценностей, прежде всего устав, освоив наиболее значимые аспекты нравственности работник МВД, на наш взгляд, должен действовать согласно уставу. Устав, по нашему мнению, должен занять место героического в повседневной жизни сотрудника МВД. Обратимся к данному вопросу подробнее. Если обратится к кодексу моральной этики сотрудников МВД, то мы найдём в нём очень много ассоциаций с героическим и трагическими другим основными категориями эстетики, в том числе и с комической.

Настоящий Кодекс служит целям: установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; Если вспомнить, то как формировались категории эстетики, как менялись взгляды философов на представления о трагическом, как философы пытались дать объяснение чем отличается театральная трагедия от жизненной трагедии, а мы сделали вывод о том, что восприятие жизни должно быть как борьба противоположностей. Данное понятие очень подходит к сфере деятельности работника МВД, так как он борется с преступностью прямой противоположностью самому себе.

Обратимся к статьям кодекса.» Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника».[14].

Совесть сотрудника в данном случае, на наш взгляд, не может определятся кодексом она должна быть заложена заранее, путём нравственного воспитания будущего о действующего сотрудника внутренних дел. Данные кодекс предназначен для сотрудника готового его выполнять, а на это способны далеко не все. Кодексом сотрудник ОВД обязан руководствоваться, каждый день, находясь на службе. А это значит, что сотрудник ОВД, следующий данному кодексу выплоняяя каждодневную работу совершает нечто героическое, наполняя свою службу и жизнь повседневными подвигами. Однако многое и работы сотрудника ОВД, может быть следственной тайной. Театр, литература, кино - это те средства, которые раскрывают людям некоторые тайны «героических будней сотрудников МВД».

Хорошо подготовленный сотрудник, по нашему мнению, должен проникнуться духом трагического, так как его следует понимать в повседневной жизни (об этом было написано выше) и выполнять устав на автомате про такого сотрудника можно будет сказать,что он нравственно воспитан и подготовлен и население, которое он призван защищать может ему доверять.

«6. Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным фактором качественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел»[15].

«1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания.[16].

2.2 Смысл жизни как нравственна проблема сотрудника органов МВД

Нельзя, по нашему мнению, рассматривая вопрос, о героическом в повседневной жизни сотрудника органов МВД, без определения эстетического понятия смысла жизни.

Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей.

Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому - о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Иными словами, «зачем» жизни появляется там и тогда, где и когда человек начинает сопрягать ее «откуда» и «куда».

Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

Этика затрагивает вопросы смысла жизни. Этой проблеме много лет Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа на вопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический.

Проблема смысла жизни в науке. Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта-повседневность. Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями, общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

Личностное понимание смысла жизни.

Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее - это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.

Роль человека в формировании ценностных ориентаций.

Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать - это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в “машине” социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

ХХ век стал переломным и переходным этапом во всех сферах бытия человеческого. Об этом много писали, пишут и будут писать. Серьезное осмысление этого глобальнейшего перелома в человеке, его бытии, менталитете, в цивилизационном процессе, культуре и всех ее сферах фактически только начинается, ибо сам процесс отнюдь не достиг еще своего апогея, и мы все включены в него в качестве более или менее активных участников. Большое же, по словам поэта, «видится на расстоянии», которого пока нет. Не нам, к счастью (ибо ответственность велика), делать значительные обобщения, поэтому сегодня в сфере мыслительных практик больше в моде самая крайняя маргиналистика и увлечение мельчайшими, милыми и приятными сердцу любого маргиналиста частностями и крохами со стола техногенной цивилизации. Тем не менее, начать подготовку почвы для таких будущих обобщений (если для них настанет время) все-таки по силам тем, кто и сегодня еще не совсем утратил вкус к традиционному, классическому мышлению.

Нужна ли такая подготовка? Полагаю, что да, ибо обрыв нити духовной традиции при любом ситуативном цивилизационном раскладе дело все-таки малопродуктивное. Когда-то последствия этого отзываются очень болезненно, и начинается кропотливая археология: склеивание из обломков того, о чем остались только смутные представления, да причудливые мифы. Разумнее, кажется, не доводить дело до археологии и псевдомифологии, хотя и у них, несомненно, есть свои культурологические достоинства.

По мнению Бычкова В.В.»[1] главный парадокс эстетической сферы заключается в том, что если сама наука эстетика - предельно элитарная дисциплина, доступная в своих основаниях пониманию далеко не многих, то элементарный эстетический опыт с древнейших времен органически присущ практически каждому нормальному человеку и достигает (часто без специальной подготовки) высокого уровня у творцов художественной культуры (всех видов искусства), хотя большинство из них даже не подозревают этого, а многие никогда и не слышали слова «эстетика». Однако почти все и тоже с древних времен знают и употребляют слова «красота», «прекрасно», «искусно», «совершенно» и некоторые другие, непосредственно касающиеся предмета эстетики, и даже полагают, что имеют понятие о том, что это такое. Здесь тоже одна из объективных причин вульгаризации и профанации эстетики. Проблема в том, что, обладая элементарным, а иногда и относительно высоким эстетическим вкусом, почти каждый такой обладатель почему-то считает, что этого вполне достаточно, чтобы авторитетно и безапелляционно судить о любых формах проявления красоты, обо всех явлениях искусства и другой художественной деятельности, не имея специальной философско-эстетической и искусствоведческой подготовки. И судят!».

Следовательно, опираясь на, приведённое выше, мнение Бычкова В.В у каждого сотрудника органов внутренних дел должно сложится верное понимание смысла жизни с точки зрения эстетки, грамотный сотрудник должен понимать смысл жизни, да и в том числе смысл героического в совей повседневной жизни верно, а не искажённо, иными словами, он должен чётко отличать сценическую трагедию от трагедии жизненной и реагировать быстро как того требует долг и кодекс.

Делись добром ;)