logo
Основные этапы развития эстетики. Взаимосвязь комического и трагического в служебной деятельности сотрудников МВД

2. Диалектика трагического и комического в служебной деятельности сотрудников МВД

Трагическое (греч. tragicos - трагический, относящийся к трагедии, в своём происхождении связано с культом бога Диониса) - категория эстетики, выражающая диалектику свободы и необходимости, противоречие общественного развития, личности и общества, борьбу прекрасного и безобразного. В трагическом проявляются неразрешимые на данном этапе противоречия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.,2000. С. 487.

Комическое (греч. komikos - весёлый, смешной) - категория эстетики, выражающаяся в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. Комическое по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Там же. С. 206.

20 век - век величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен, создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для наших современников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другую сторону состояния мира охватывает эстетическая категория комического. Взаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духу эпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, по которым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного или трагедийного пафоса. В переходе от скорби к радости - один из великих секретов трагического. Д. Юм в трактате «О трагедии» обращал внимание на то, что «трагическая эмоция включает в себя скорбь и радость, ужас и удовольствие». См.: Юм Д. О трагедии. Вопросы литературы. 1967., №2, С. 166-167. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. По мере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась и более социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связывать упования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь (легенды о Христе).

Издревле человек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идее бессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом. Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и радостный гимн бессмертию человека.

Человеческое общество - истинное общество, как трагедии, так и комедии. Комическое заключено в самом объекте и не является его природным качеством. Комическое смешно, но не всё смешное комично. Комизм социален своей объективной (особенности предмета) и своей субъективной стороной (характер восприятия). Сущность комического - в противоречии, в котором присутствуют два противоположных начала: первое, положительное и привлекает к себе внимание, а второе, оборачивается противоположным этому началу отрицательным свойством, которое мы воспринимаем по времени позже.

В жизни людей трагическое и комическое переплетено между собой, один и тот же факт может быть для одного человека комичным, а для другого трагичным.

В своей служебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются с трагическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга (например, в Чечне, при освобождении заложников в Беслане, в Москве, от руки), это необходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д., встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов или террористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнения наказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиями общества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.

Как эстетическая категория трагическое в деятельности сотрудников ОВД представлена в публикациях в прессе, в художественных произведениях, в документальных и художественных фильмах, отражающих эту деятельность.

При этом читатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищение героизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятый фильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условием греческой трагедии.

Сотрудники ОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде, но и в его диалектике с комическим. Например, это может выражаться в несоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особо жестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвал убийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетение трагического и комического особенно наглядно проявляется в практике следователей, участковых, которым приходится расследовать преступления, совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочным смешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть в работе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентными специалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра места происшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет, который при жизни был мужчиной».

Как эстетическая категория комическое, в деятельности работников ОВД, проявляется в сатирическом изображении в кино, литературе. Нередко в художественных произведениях осмеиваются несоответствие оплаты труда работников ОВД и его важности. Приведём пример комического в описании работы следователей из детектива Д. Донцовой «Рыбка по имени зайка»:

«Я просидел в кабинете у Макса почти сутки. Сначала выкладывал добытые сведения приятелю, потом группе людей в костюмах, затем рассказ пришлось повторить для маленького лысого суетливого толстяка, похоже, самого главного начальника, потому, несмотря на его карикатурную внешность, все окружающие обращались к нему почтительнее некуда. Наконец, под утро я очутился снова у Макса. Приятель, налив нам по кружке кофе сказал:

- Ваня, ты - молоток! В пору тебя на работу к нам брать, только ведь не пойдёшь: оклад не велик, а геморроя размером со слона». Донцова Д. Рыбка по имени зайка. М., 2005. С.330

«Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи». И это «манера понимать вещи», пожалуй, ни в чём так отчётливо и выпукло не проявляется, как в национально-окрашенных формах комизма. В силу общности законов социального развития, часто одни и те же явления с одинаковой непримиримостью высмеивают все народы.