2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника
Основными функциями этики социальной работы можно счи-тать следующие:
- оценочная -- дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей-ствия работников;
- регулятивная -- вытекает из потребности регулировать пове-дение и действия социального работника в различных формаль-ных и неформальных ситуациях;
- организационная -- служит улучшению организации соци-альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ-ного долга;
- управляющая -- служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про-цесса в интересах дела;
- мотивационная -- служит средством формирования социаль-но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
- координирующая -- обеспечивает сотрудничество всех участ-ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно-ванное на доверии и взаимной помощи;
- регламентирующая -- направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето-дов и средств оказания помощи клиенту;
- воспроизводственная -- позволяет воспроизводить действия со-циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
- воспитательная -- служит средством воспитания и совершен-ствования личности как социального работника, так и его кли-ента и социального окружения клиента;
- коммуникативная -- служит средством коммуникации меж-ду специалистами и их клиентами;
- оптимизирующая -- способствует повышению эффективно-сти и качества социальной работы, повышению статуса про-фессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая -- способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни-ками и клиентами и их близкими, между социальными ра-ботниками и представителями различных учреждений;
- рационализирующая -- облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ-ной морали решения;
- превентивная -- предохраняет, предостерегает социально-го работника от поступков и действий, наносящих вред кли-енту и обществу;
- прогностическая -- позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти-вов, их этическое развитие;
- информационная -- приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
- социальная -- способствует созданию условий, благоприят-ных для осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая -- служит делу приобщения социально-го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7, стр.42-44]
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение разумных интересов клиента;
- личная ответственность социального работника за неже-лательные для клиента и общества последствия его действий;
- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
- принятие клиента таким, каков он есть;
- конфиденциальность;
- доброжелательность;
- бескорыстие;
- честность и открытость;
- полнота информирования клиента. [1, стр. 103]
Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2, стр.56]
- 1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника
- Профессиональная этика работника службы доу
- 1.1. Понятие и категории профессиональной этики социального работника
- 3.6.3. Профессиональная этика социального работника
- Профессиональная этика социального работника. Основные проблемы профессиональной этики социального работника.
- 57 Профессиональная этика музейных работников
- Профессиональная этика соц. Работника
- 11.Профессиональная этика социального работника