Профессиональное общение и его составляющие

курсовая работа

1.1 Проблема культуры в становлении профессионального общения

Общение - это сложный многоплановый процесс поддержания и развитие контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и её взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на неё.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Формирование культуры профессионального общения работника рассматривается как приоритетное направление профессиональной подготовки и личностного развития студентов на основе системного использования: ресурсных культуроформирующих возможностей образования в учебной, учебно-профессиональной, профессиональной и внеучебной деятельности студентов; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления культуры профессионального общения, обусловленных социальнокультурной дифференциацией студентов; понимания культуры профессионального общения работника как инвариантного, интегративного, системообразующего компонента его общей, профессиональной и индивидуально-личностной культуры.

Формирование культуры профессионального общения будущего работника основывается на психолого-педагогических стратегиях. Традиционно стратегия понимается как долгосрочная программа основных действий, направленная на достижение четко определенных целей и соответствующих действий по ее реализации. В методологическом плане педагогические стратегии ориентированы на организацию процессов становления, формирования, развития, воспитания личности, и их целевая направленность определяется государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования.

Стратегия проблематизации и рефлексии в коммуникативной деятельности - это создание проблемных ситуаций, конструирование речевых и знаковых деятельностей и организация самоанализа. В проблемной ситуации, при недостатке привычных способов действий для решения профессиональной задачи, возникает необходимость осмысления, анализа, рефлексии, формируется критическое отношение к средствам, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение данной проблемы, ее логическое обоснование и реализация решения.

Стратегия индивидуализации обучения рассматривается в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, обращена на расширение и совершенствование индивидуального опыта и опирается на необходимость учета неповторимости и уникальности каждого индивида.

Стратегия обучение мышлению предполагает целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей студентов в естественных и специально моделируемых профессионально ориентированных ситуациях.

Согласно общепризнанной точке зрения, формирование знаний, навыков, умений и привычек является результатом процесса обучения. Следовательно, процесс обучения в своей направленности на формирование знаний, навыков, умений и привычек коммуникации соединяется с их содержанием ("формирование культуры профессионального общения"). Но этот результат достигается лишь при сознательной, целенаправленной деятельности преподавателя и студента. Соединение интеллектуального и волевого компонентов на фоне эмоционального переживания своего отношения к преобразуемой действительности, к обществу, деятельности, другим людям и к самому себе формирует качества личности. Этот психологический механизм использован практически в процессе формирования культуры профессионального общения специалиста в период его обучения в вузе.

Собственно коммуникативный блок подготовки специалистов в вузе представляет собой формирование системы качеств личности, включающей:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и хорошая дикция);

3) культуру личностной психической самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т.д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий клиента;

6) культуру эмоции как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении.

Все перечисленные составляющие обусловливают коммуникативный потенциал личности специалиста.

Коммуникативный потенциал - это единство его составляющих: коммуникативные способности; коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность, коммуникативное поведение.

Сущностная характеристика значимой коммуникативной способности должна включать мотивационный и действенный компоненты в следующем соотнесении со структурными элементами. Мотивационный компонент: осознание роли и значения коммуникативности в различных видах деятельности; осознание необходимости быть активным участником общения; осознание необходимости усвоения правил общения и соблюдение их. Действенный компонент: активное, самостоятельное участие в общении; проявление инициативы; проявление заинтересованности успехами других; проявление критического отношения к результатам общения; постоянное совершенствование умений общаться; перенос умений из одной области в другие виды деятельности.

Делись добром ;)