Профессиональное общение и его составляющие

курсовая работа

1.2 Проблема методов обучения в становлении профессионального общения

Результаты исследований В.Г. Зазыкина показали, что развитие профессионализма у специалистов разных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием системы важнейших свойств и умений, названных "акмеологическими инвариантами профессионализма". Акмеологическими инвариантами являются такие качества, как проницательность, коммуникабельность, эмпатия, умение оказывать психологическое воздействие, умение организовывать взаимодействие и пр. Определение акмеологических инвариантов явиляется основой для моделирования процесса формирования культуры профессионального общения будущего специалиста. Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую эффективность деятельности независимо от ее содержания. Инварианты являются внутренними побудительными причинами, обеспечивающими саморазвитие специалиста и реализацию его потенциала. К ним отнесем: высокий уровень саморегуляции личности, высокую мотивацию достижений, способность к рефлексии. Обоснование категории инвариантов профессионализма специалиста позволило по-новому взглянуть на пути и методы формирования его культуры профессионального общения, которые должны осуществляться за счет развития этих базисных качеств и умений. В дальнейшем они позволят намного быстрее сформировать систему гибких навыков и умений, а также профессионально важных качеств, делающих профессиональную деятельность специалиста более эффективной.

Ориентирование - это педагогическая стратегия, направленная на осознание студентами ценностного, аксиологического потенциала культуры профессионального общения, ее значения для самоопределения в профессии

и жизнедеятельности, в решении социальным работником профессиональных задач, реализации функций и видов деятельности. Здесь стратегия "работает" в направлении оказания помощи будущему работнику в самоопределении, осознании профессиональных, нравственных и гражданских ценностей "для себя" и их роли в становлении специалиста и личностном развитии, и важно перевести содержание образования студента из социально значимого в личностно значимое, определяющее жизненные смыслы и образовательную траекторию будущего социального работника.

Стратегия включения и приобщения представляет собой совокупность сконструированных действий приобщения, сориентирована на овладение действиями или способами выполнения деятельности, на самопроявление студентов в различных видах деятельности (личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие). Эта стратегия "работает" на развитие социального интеллекта, креативности, ответственности, инициативности, повышение активности и самостоятельности в самопознании, саморазвитии, акмеологической интенции, "самопроявления" студента как субъекта коммуникативной деятельности.

Стратегия обогащения нацелена на преобразование индивидуального опыта студентов в качественно более высокое состояние и представляет собой совокупность дополнительных действий по обогащению жизненного опыта студентов новыми способами действия и взаимодействия - участие студентов в коммуникативных ситуациях профессионального плана, обогащающих субъективный опыт самоконтроля и саморегуляции, самоорганизации, саморефлексии, самовыражения, самопрезентации в профессиональной деятельности.

Представленные стратегии лежат в основе обеспечения вузовской технологии целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего работника и соотносятся с применением методов и организационных форм, обеспечивающих активную коммуникативную деятельность студентов - будущих профессионалов.

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающегося, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

К основным методам формирования культуры профессионального общения будущего работника в процессе обучения в вузе относим активные и интерактивные методы.

Достоинством активного обучения является включение в коммуникативную деятельность всех студентов через использование ролевых игр, организацию дискуссий, "мозговых штурмов", моделирование и анализ профессиональных и жизненных ситуаций, где студенты учатся критически мыслить, решать сложные вопросы, сопоставлять альтернативные подходы, считаться с чужими мнениями, принимать ответственные решения, продуктивно взаимодействовать с другим "Я".

Главная, фундаментальная идея личностно ориентированного интерактивного обучения заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к со-управлению и самоуправлению. Совместная деятельность в процессе познания предполагает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, толерантности, каждый реализует и повышает свой уровень субъектности, совершенствует коммуникативные, креативные способности и умения, свои личные достижения.

Ведущим направлением в формировании культуры профессионального общения будущего работника является целенаправленная организация коммуникативной деятельности и всего учебно-воспитательного процесса в рамках преподавания дисциплин профессионального цикла, курса как "ядра саморазвития" вузовской технологии, обеспечивающего целевую интеграцию коммуникативной подготовки студентов, научноисследовательской работы студентов и внеучебной воспитательной деятельности. Общая цель курса состоит в стимулировании сознательного целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего социального работника.

Делись добром ;)