Речевой этикет

курсовая работа

Заключение

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади увековечил роль речевого этикета в общественной и личной жизни человека в следующих строках:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы пока

Ты "слово" не сказал!

Но нельзя забывать и о роли речевого этикета в деловой профессиональной сфере человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, а степень его владения определяет степень профессиональной пригодности человека.

Чтобы соответствовать своим внутренним и внешним социальным ожиданиям в профессии, нужно учитывать особенности партнеров по общению: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, профессия, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение: презентации, конференции, совещания, юбилеи или другие мероприятия.

Для специалистов по документационному обеспечению управления и архивоведения понимание и воплощение норм речевого этикета имеет особое значение: он координирует общение с различными людьми в определенных ситуациях делового плана, а значит цель данного исследования была выполнена в полной мере. Также были выполнены поставленные мной задачи:

1. дано понятие словосочетанию "речевой этикет", которое можно понимать как средство достижения коммуникативной цели (привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать климат для общения), а также как важную часть национального языка и культуры.

2. были раскрыты взаимосвязь и различия родственных понятий "этика" и "этикет". Их взаимосвязь выражается в том, что правила этикета предполагают единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Различие заключается в том, что этика - учение о морали, нравственности, идеальном образце поведения; этикет - установленный порядок поведения для жизненных ситуаций, обстоятельств.

3. была раскрыта роль речевого этикета в административном контексте (умение правильно и грамотно составить деловую документацию позволяет создать о себе выгодное представление у партнеров, клиентов)

4. было проведено сравнение национальных особенностей в употреблении в речи приветствий, конструкций обращений, определенных слов, фраз и выделены факторы, имеющие значение для национально-культурной специфики общения

Литература

1) Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2001

2) Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. Русский язык и культура речи: Учебник - 2009

3) Зубкова А.С., Лукьянычева А.С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи - 2003

4) Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000

5) Колесников Н.П. Культура речи - 2001

6) Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001

7) Максимова В.И. Русский язык и культура речи-

М, 2002

8) Штрейкер Н.Ю. Русский язык и культура речи - М, 2003

9) Пань Хэн "Русский речевой этикет в условиях образовательной среды китайского технического ВУЗа" Вестник ЮРГТУ (НПИ) 2012 выпуск №2

Интернет-источники:

10) http://www.langrus.ru/

11) http://rulinguistic.com

12) http://1000perevodov.ru/ по материалам статьи Зеленина Н.Б. "Речевой этикет сегодня"

Делись добром ;)