Роль этики в деятельности государственного служащего (на примере Управления кадров ГУ МЧС по городу Москве)

дипломная работа

1.1 Этика как фактор организационной культуры государственной службы

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Эффективное функционирование государственной службы невозможно без создания в государственном учреждении благоприятной атмосферы для деятельности государственных служащих. Такую атмосферу помогает создавать организационная культура.

Организационная культура государственной службы - это комплекс ценностей и этических норм служебного поведения государственных служащих по отношению друг к другу и обществу в целом.

Оргкультура государственной службы включает в себя:

ь Этические правила и нормы деятельности государственных служащих;

ь Имидж государственных служащих;

ь Уважение к гражданам;

ь Гордость за свою страну и государственную службу в целом.

Но все-таки главным аспектом организационной культуры в государственных учреждениях и властных органах является этика и этикет государственного служащего, которые очень сильно влияют на их деятельность и деятельность государственной службы в целом.

В соответствии с Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ выделяются три вида государственной службы:

I. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

II. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

III. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Специфика организации и функционирования каждого из видов государственной службы устанавливается определенным федеральным законом, но Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2002 года №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» определены нравственные ориентиры и нормы этического поведения государственных служащих, в не зависимости от вида государственной службы.

В Указе №885 говорится, что государственные служащие обязаны исполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, нести службу добросовестно, осознавать, что они несут ответственность перед государством, обществом и гражданами своей страны.

Так же Указ, устанавливает ряд требований к действиям государственного служащего, которые могут препятствовать добросовестной работе служащего, поэтому он обязан:

ь Исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

ь Воздержаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

ь Не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся.

В соответствии с принципом разделения властей, существуют государственные служащие законодательных, исполнительных и судебных органов власти (см. Приложение 2). Так же, согласно ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ, должности государственной службы подразделяются на:

- Должности федеральных государственных гражданских служащих;

- Должности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;

- Воинские должности;

- Должности правоохранительной службы.

Государственные служащие обязаны соблюдать политическую нейтральность, служащим, нельзя использовать свои должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а так же публично высказываться в отношении к указанным объединениям, если это не входит в его должностные обязанности. Так же служащим запрещается публично критиковать и давать оценки и суждения в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. При этом государственные служащие обязаны соблюдать правила публичных выступлений, установленные в государственном органе, а так же уметь предоставлять служебную информацию, по запросам граждан. Так же очень важно умение уважительно относится к деятельности представителей средств массовой информации, по информированию общества о работе государственного органа, не допускаются оскорбления работников СМИ, распространение слухов и заведомо ложной информации.

В России сейчас довольно сложная национальная обстановка, и поэтому государственный служащий, как никто другой обязан проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию - это еще раз подчеркивается в Указе «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Для государственных служащих очень важно проявлять корректность и внимательность по отношению к гражданам и сослуживцам, для этого стоит соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения. В силу публичного характера профессиональной служебной деятельности государственным служащим приходится общаться с самыми разными людьми, самых разных профессий и стран, это порождает определенные требования к навыкам общения и поведения, к внешнему виду и манере держатся на публике, умении вести себя перед телекамерой, на официальном мероприятии и даже в интернете.

Знание правил этикета, умение применять их на практике в конкретных служебных и внеслужебных ситуациях формируют положительный имидж государственных служащих, что оказывает огромное влияние на эффективность работы государственного аппарата в целом.

Еще одна специфика государственной службы заключается в том, что предполагается наличие у каждого государственного служащего того или иного объема властных распорядительных полномочий. Вследствие этого, этика государственной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления: принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д. Каждый уровень государственной службы, каждая должность предполагает разный объем властно-распорядительных полномочий. И эти властные полномочия есть даже у государственных служащих, занимающих самые низкие должности в иерархии должностей, соответственно и проявления власти могут быть самыми разными, начиная от умышленного непредставления государственным служащим какой-либо информации до неприязненного, грубого отношения к гражданам.

Нынешняя этика государственной службы является последовательной преемницей нескольких видов прикладной этики - управленческой, административной, трудовой и деловой, но при этом она имеет свои некоторые специфические принципы и понятия.

Основное из них это - служебный долг, который представляет для государственного служащего нравственную задачу, благодаря которой служащий относится к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая все нюансы взаимоотношений. Успешное выполнение служащими своих обязанностей возможно, только когда они осознают социальное значение своей деятельности и готовы выполнять свои функции, вопреки всем препятствиям и трудностям. Служебный долг стимулирует самоотдаче, требует от служащего самоограничения, а в отдельных ситуациях - самопожертвования.

Долг и закон требуют от служащего:

ь Верности государству, приоритетности государственных интересов над личными и иными;

ь Соблюдение предписаний законов;

ь Честного служения государству;

ь Стремление находить и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач;

ь Недопущения использования служебного положения для извлечения личной выгоды;

ь Непримиримости к правонарушениям.

Служебный долг не может существовать без таких понятий, как служебная честь и достоинство, которые характеризуют отношение государственного служащего к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь и достоинство взаимно дополняют друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Честь обязывает государственного служащего оправдывать и поддерживать свою репутацию, а достоинство не даст совершить государственному служащему отрицательные, порочащие его поступки. Служебная честь и достоинство будут выражаться в принятых решениях и поступках служащих.

Этика государственного служащего, так же включает в себя понятие служебной или профессиональной справедливости. Быть справедливым не просто, поэтому государственным служащим приходится долго изучать и анализировать ситуацию, и затратить много усилий, чтобы не поддаться давлению. Справедливость является главенствующей в профессиональной деятельности государственных служащих, потому что она дает соответствующее представление о сущности человека, его правах и свободах, о равенстве между людьми.

Для государственных служащих так же важен принцип патриотизма, он включает в себя чувство гордости за свою страну, национальным традициям и обычаям, а так же действия и поступки, которые побуждают ставить интересы своей страны, общества и граждан, выше своих личных интересов. Данное понятие, для государственного служащего является фундаментальным, оно определяет сущность и социальное назначение государственной службы, при этом служащий не должен пренебрежительно относится к другим странам и народам, к их обычаям и традициям.

Специфика видов государственной службы обуславливает и специфику этики в каждом из них. На фоне общих этических требований к замещению должностей государственной службы могут быть предусмотрены дополнительные нравственные требования к деятельности и поведению государственных служащих, отражающие особенности того или иного вида государственной службы. Здесь уместно говорить о военной этике или этике правоохранительной службы. Так, например, суть воинской службы никогда не ограничивалась мастерством владения оружия, умение красиво шагать на парадах, стоять в караулах, а усматривалась, прежде всего, в готовности и обязанности военнослужащих отдать жизнь за интересы Отечества. Здесь цена службы сама жизнь человека, которой он не редко жертвует во имя будущего своего народа и своей страны.

Основным этические нормы этики государственных служащих, затрагивают: внешний вид государственного служащего; деловое общение; публичные выступления; умение вести переговоры с иностранными партнерами и служащими; принимать и рассматривать обращения граждан.

На сегодняшний день идет активная разработка Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации. В данный момент создан типовой Кодекс этики государственных и муниципальных служащих Российской Федерации. Он основан на положениях Конституции РФ; Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года); ФЗ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также на ФЗ от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» и других федеральных законах и нормативно-правовых актов, содержащих обязанности государственного служащего, а также запреты и ограничения, связанные с деятельностью на государственной службе.

Основной задачей типового Кодекса является создание макета для Кодексов служебного поведения в государственных и муниципальных органах.

В типовом Кодексе этики, рассматриваются основные принципы служебного поведения, развивающие в государственном служащем такие качества, как ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Типовой Кодекс дает этические рекомендации по основным правилам служебного поведения и внешнему виду государственных служащих.

Вопросы, связанные с нарушением этического поведения, рассматриваются и урегулируются, согласно Указу Президента РФ от 1 июля 2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», на заседаниях соответственной комиссии.

Государственному служащему, не стоит забывать, что в представлении людей - он не просто специалист, он - человек, выступающий от имени власти, от лица всего народа. Для многих граждан поведение служащего, его манеры, внешний вид, умение говорить, принимать решения, вести переговоры, во многом определяют не только его личный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоциируется у населения, авторитет всей страны.

Делись добром ;)