Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

контрольная работа

1.2 Общая характеристика потребностей

В самом общем виде потребность можно определить как отраже-ние в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной целенаправленной деятельно-сти. Человек стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и предпринимает для этого определенные усилия.

Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того, сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения. В широком смысле потребности являются предметом исследования не только об-щественных, но и естественных наук, в частности биологии, психоло-гии, медицины.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Общественными называются потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения и отдельных его членов. Они испытывают на себе влияние экономических и социальных отношений, в условиях которых склады-ваются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы: по-требности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспече-ния условий его функционирования и развития. К ним относятся произ-водственные потребности, потребности в государственном управлении, в обеспечении конституционных гарантий членам общества, в охранении окружающей среды, обороне и т.п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны про-изводственные потребности, которые вытекают из требований макси-мально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народ-ного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на раз-ных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Современная психология исходит их того, что потребности челове-ка носят системный характер. Единство и взаимосвязь всех потребностей человека называется системой потребностей, в которой различают, прежде всего, потребности общества и потребности населения. При всем их различии они взаимозависимы как, например, личность и общество. Любая личная потребность имеет и общественный характер. Поэтому личные потребности по-другому называются потребностями населения. В дальнейшем более подробно разберем именно личные потребности.

Система личных потребностей является иерархически организо-ванной структурой. В ней выделяются потребности первого порядка, удовлетворение которых составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого по-рядка. Отличительной особенностью личных потребностей является их невзаимозаменяемость. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимость удовлетворения потребности в жилье или одежде. Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потреб-ностей. Системность личных потребностей предполагает, что человек обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удов-летворения.

Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от ха-рактера и природы возникновения выделяют следующие классы по-требностей: физические, социальные и интеллектуальные.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также в двигательной активности, сне и т.д. Это природные потребно-сти. Тем не менее конкретные социальные отношения и условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень разви-тия этих потребностей, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития общественных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в бла-гоустроенном жилье и т.п.

Социальные потребности возникают в связи с общественным харак-тером жизнедеятельности человека. К ним относятся потребность в обще-ственной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от фи-зических они не задаются природой, не закладываются генетически и приобретаются в ходе становления человека как личности и развития его общественных связей.

Интеллектуальные потребности связаны с мыслительной деятель-ностью человека. Это потребности в познании, образовании, в различ-ных видах творческой деятельности и т.д. Как и социальные, они воз-никают из необходимости общения и развиваются по мере становления человека как личности, с повышением его интеллектуального уровня. Решающую роль здесь играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.

Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые ус-луги и т.д.). Материальные потребности отличаются от физических тем, что составляют часть физических потребностей, которая удовлетворя-ется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.п.). Помимо них физические потребности включают в себя и чисто физиологические: потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия матери-альных благ и услуг.

Духовные потребности связаны с духовной деятельностью челове-ка, под которой понимается как интеллектуальная, так и любая деятель-ность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетво-рение обеспечивает духовное воспроизводство человека. Круг таких потребностей человека весьма разнообразен.

В зависимости от степени конкретизации потребности человека

подразделяются на общие и конкретные.

Общие потребности вытекают из какого-либо вида жизнедеятель-ности человека. К ним относят потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей мо-жет удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.

Конкретными называются потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в ме-бели, телевизорах, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны. Каждая общая потребность распадается на ряд конкретных. С другой стороны, сово-купность отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

В зависимости от количественной определенности и возможностей удовлетворения потребности подразделяют на абсолютные, действи-тельные, платежеспособные и удовлетворенные.

Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями производства, доходами потребите-лей, носят абстрактный характер и не связаны с конкретными предме-тами потребления.

Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспо-собными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных но-сят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т.е. отражают абстрактное же-лание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на ры-нок и принимают форму платежеспособного спроса.

Удовлетворенными называются потребности, которые фактически удовлетворяются конкретными благами и услугами. Их удовлетворение зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспо-собных возможностей потребителей. Платежеспособные потребители превращаются в удовлетворенных, когда на рынке есть достаточное ко-личество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.

Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными потребностями существует определенная взаимо-связь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя принимает форму платежеспособной. Затем она выносится на рынок и удовлетво-ряется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть по-требностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной из-за недостаточного уровня развития производительных сил, нехватки отдельных товаров или услуг, недостаточного уровня доходов потреби-телей и т.д.

По мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные потребности. Поэтому потребности ха-рактеризуются модальностью (в зависимости от нужды), силой (степе-нью напряжения) и остротой (степенью неудовлетворенности или пол-нотой удовлетворения).

Согласно временной характеристике потребности делятся на крат-ковременные, устойчивые и периодически возникающие.

По степени рациональности потребности подразделяют на разум-ные и иррациональные.

Разумными (рациональными) называются потребности, соответст-вующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необхо-димых для поддержания здорового образа жизни человека, всесторон-него гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом воз-растающих потребностей с учетом особенностей его действия в кон-кретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потреб-ности в питании складываются ещё и на основе знания достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Иначе говоря, разумные потребности - это общест-венно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.

Разумные потребности - категория, трудно поддающаяся количе-ственному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материаль-ных потребностей можно условно определить с помощью рациональ-ных норм и нормативов.

Однако все эти рациональные нормы и нормативы (за исключени-ем, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, ко-торые строятся на основе относительно точных данных науки о пита-нии) носят весьма приблизительный и условный характер. Но за неиме-нием ничего лучшего они все же используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расче-тов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят в значи-тельной мере условный характер).

Иррациональными называются потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы. Отдельные подобные потребности могут складываться у до-вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой ир-рационализм получил в отношении к питанию. С этим связано ожире-ние, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по при-чине этого болезни. Сюда относятся и наркотики. Легальная продажа водки и сигарет приносит большие доходы государству и с экономиче-ской точки зрения не приносит вреда.

Делись добром ;)