Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

контрольная работа

Методы удовлетворения сферой сервиса человеческих потребностей

Под методом или формой обслуживания следует понимать опре-деленный способ предоставления услуг заказчику. Прогрессивные ме-тоды обслуживания призваны приближать услуги к потребителю, со-кращая тем самым время на их получение и создавая максимальные удобства для него. К таким методам относятся следующие:

Абонементное обслуживание - заказчик, заключив договор с предприятием сервиса, получает право на ремонт, например, своей бы-товой техники в течение срока действия договора. При невозможности ремонта на дому у клиента предприятие обязано доставить технику в свои ремонтные мастерские и после ремонта возвратить в удобное для клиента время. Такой метод обслуживания вводится также на банно-прачечных предприятиях, в парикмахерских и др.

Бесконтактное обслуживание - в подъездах жилых домов (об-щежитий) предприятие сервиса устанавливает контейнеры-накопители. Заказчик, например, складывает в контейнер белье для стирки или оде-жду для химчистки вместе с заполненной квитанцией. Чистое белье или одежда доставляется на дом заказчику в оговоренное время. Оплата при получении заказа.

Многие компании используют Internet, другие компьютерные сети (региональные, локальные и т.д.), международный электронный рынок для передачи, рекламы информации о своей продукции. Другие компа-нии используют электронную коммерцию. При этом непосредственно на сайте фирмы потребитель может заказать её продукцию (услуги). Доставка продукции (услуг) осуществляется либо транспортом, либо (для информационных услуг) пересылкой по локальной информацион-ной сети.

Обслуживание с помощью обменных фондов машин и прибо-ров. Владелец, например, неисправной бытовой техники получает в об-мен уже отремонтированную аналогичную технику. Клиент оплачивает только стоимость ремонта, необходимого для восстановления сдавае-мой им техники. Эта форма обслуживания широко применяется при ре-монте часов, электробритв, пылесосов, полотёров, стиральных машин, холодильников и др.

Обслуживание на дому широко применяется при ремонте круп-ногабаритной техники (холодильников, стиральных машин, TV, электро- и СВЧ-плит). Владелец неисправной бытовой техники по телефону или по почте делает мастерской заказ на выполнение ремонта. В согла-сованное время приходит мастер.

Разновидностью этого метода обслуживания является предостав-ление клиенту на время ремонта его бытовой техники в ателье (мастер-ской) на условиях проката аналогичной техники. Клиент оплачивает прокат техники только за установленный правилами срок ремонта. При нарушении предприятием этого срока заказчик пользуется прокатной техникой бесплатно до получения из ремонта своей. Этот метод стали применять при ремонте квартир, мебели и др.

Дальнейшим развитием обслуживания на дому является служба экспресс-ремонта (ремонт «сегодня на сегодня»). По телефону заказчик связывается с диспетчером службы. Затем машина с механиком отправ-ляется по адресу заказчика (на путь не более 2-х часов). Если он задер-живается, клиент имеет право на скидку.

Приём заказов по месту работы осуществляется в комплексном
приёмном пункте, оборудованном у проходной или на территории завода.
Туда же в заранее обусловленное время привозят выполненные заказы.

Самообслуживание позволяет населению удовлетворять свои потребности в бытовых услугах собственными силами. Так, на фабри-ках-химчистках и в прачечных за плату клиенты получают в пользова-ние машины для самостоятельной стирки белья или чистки одежды.

Выездное обслуживание. Предоставление населению услуг по месту работы или месту жительства специальной бригадой предприятия сервиса. Широко применяется этот метод обслуживания для оказания услуг населению в сельской местности, где отсутствуют стационарные предприятия сервиса. Формирование выездных бригад и определение услуг производится с учетом спроса населения, местных условий и осо-бенностей. Больше всего пользуются спросом парикмахерские услуги, раскрой тканей, мелкий ремонт одежды и обуви, фотографирование, ремонт телерадиоаппаратуры, бытовых машин и приборов.

К прогрессивным формам обслуживания относится создание подразделений бытового обслуживания на производственных предприяти-ях (фабриках, заводах). Внедрение новых прогрессивных методов об-служивания способствует повышению эффективности работы предпри-ятия. Экологический эффект от внедрения выражается в увеличении прибыли за счет снижения себестоимости услуг (самообслуживание на фабриках химчистки одежды) или роста популярности новых услуг и спроса на них. От выбранного метода обслуживания в значительной степени зависит репутация предприятия сферы сервиса.

Критерии качественного удовлетворения потребностей человека следующие:

· ориентация на клиента;

· соблюдение культуры обслуживания;

· соблюдение норм;

· ценовая стратегия;

· качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и характерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения клиента);

· широкий ассортимент услуг.

5 Ориентация на клиента

Основная проблема сферы обслуживания в России состоит в недооценке роли клиента. Оказываемые услуги принимаются или отвергаются в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека.

Одним их важнейших факторов успешной работы сферы обслуживания является понимание мотивации клиента, что в условиях высокой конкуренции необходимо. Оказываемые сферы обслуживания услуги, должны быть организованы и предложены клиентам таким образом, чтобы полностью удовлетворить их потребности и ожидания.

В процессе работы необходимо устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, вести базу данных по клиентам, так как информация о клиентах поможет администрации сконцентрироваться на предложении именно тех услуг, которые будут востребованы их клиентами.

Необходимо проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов, так как гораздо труднее завоевать новых клиентов, чем сохранить уже существующих.

Работа по привлечению потенциальных клиентов начинается с процесса сегментирования рынка (от слова «segment» - часть, доля, сектор).

Сегментирование рынка - это разработка концепции сферы обслуживания и его услуг, при котором салон и его услуги адресуются некой части целого рынка.

Принципы, по которым сегментируется потребительский рынок:

1. Территориальный. Современный клиент ценит удобство расположения.

2. Демографический. Учитывается возраст, размер семьи, уровень образования.

3. Психологический. Учитывается социальное положение, тип личности, образ жизни.

4. Поведенческий. Изучается мотивация поведения клиентов.

Необходимо осуществлять коммуникацию с клиентами, постоянно узнавать, довольны ли они услугами. Это поможет составить объективную картину того, на сколько удовлетворены клиенты обслуживанием и сервисом в целом, а через жалобы клиентов узнавать слабые стороны и устранять.

Специфическими мерами, направленными на расширение и укрепление клиентской базы может стать:

- программа «клиент привлекает клиента»;

- дополнительные услуги, предоставляемые клиентам, (журналы, радио, телевидение, чай, кофе).

Заключение

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Современная классификация потребностей отличается огромным разнообразием, потребности делятся на потребности общества и личные, разумные и неразумные и.т.д. Признаков для деления потребностей очень много и каждый из них имеет право на существование, и может оказаться наиболее приемлемым для конкретного общества.

Под сферой сервиса понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

К сфере услуг относятся:

- жилищно-коммунальное хозяйство,

- бытовое обслуживание населения,

- образование и наука,

- здравоохранение, физкуль-тура и социальное обеспечение,

- культура и искусство,

- пассажирский транспорт,

- связь по обслуживанию населения,

- торговля, общественное питание,

- финансы и кредит (т.е. кредитно-финансовое обслуживание),

- пенсионное обеспечение,

- рекреационные услуги,

- индустрия «гостеприимств» (отели, рестораны и пр.), т.е. гостиничный сервис.

Основные методы удовлетворения потребностей человека:

- Абонементное обслуживание

- Бесконтактное обслуживание

- Обслуживание с помощью обменных фондов машин и прибо-ров

- Обслуживание на дому

- Приём заказов по месту работы

- Самообслуживание

- Выездное обслуживание

Основные критерии качественного обслуживания:

ориентация на клиента;

соблюдение культуры обслуживания;

соблюдение норм;

ценовая стратегия;

качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и арактерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее чувство удовлетворения клиента); широкий ассортимент услуг.

Резюмируя, желание и попытки российских предпринимателей развивать сферу услуг, я считаю экономически более чем оправданным. Для примера, в развитых странах Запада сфера услуг приносит около 70% ВВП. Да и потребности человеческие неисчерпаемы и обладают свойством развития и обновления по мере социализации человека.

Список литературы

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Человек и его потребности Составитель Г. В. Чекмарева, 2003.

3. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 2002.

4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974.

5. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

6. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001.

7. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высшая школа, 2005.

8. Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 2007.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

10. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. - М.: Экзамен, 2005.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2004.

12. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

13. Орлов С.В. Человек и ее потребности. СПб.: Питер, 2007.

14. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г.

15. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш.шк., 1990.

Делись добром ;)