Совесть как категория этики

курсовая работа

1.2 Совесть как основная категория этики

Постоянный поиск ответов на вопросы человеческого бытия, мышления и действий в правильном направлении, осуществляемый в связи с основами моральных ценностей (нравственными нормами) - это включает в себя моральное сознание. Такое свойство морали хорошо выделяется, как писал Кант «есть необходимость совершения поступка из уважения к закону» [8, с.35 - 39]. То есть, речь идет о сознательных поступках, а не о тех, которые совершаются по принуждению. Эти поступки зависят от моральных обязанностей и ответственности, несущие человеком перед собой и обществом.

Современный этап развития науки позволяет четко разграничить понятие долг и совесть. В осознании долга ответственность возникает перед обществом, в совести же - перед самим собой. Идеальное «я» человека (каким он хочет сам себя видеть) придирчиво оценивает реальное «я», зачастую совершающее множество ошибок [9, с.247 - 249]. Совесть производит анализ всех эмоциональных испытаний человека: мыслей, чувств, поступков и делает вывод исходя из высших ценностей индивида. «Настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственно-сти, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешне-го контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть всегда на чеку, она не дает морально «уснуть» личности, заставляет ее думать, исправлять свои поступки и ценности, которые устанавливает общество, закон, мораль. Особенность заключается в том, что совесть - это как бы кодекс, по которому человек судит себя и свои поступки от своего же имени. Совесть - внутренний судья. От самого себя ничего невозможно скрыть, даже путем самообмана, она всегда с тобой, ты всегда с ней откровенен[10, с.180 - 184].

Нравственное осознание значения совершенных действий не единственное последствие работы человеческой совести, так же ими являются и эмоциональные переживания. Мы всегда знаем, что подвигло нас на совершение того или иного поступка, всегда хорошо знаем, что чувствуем после этого, ведь в русском языке «совесть» - это «себя ведать». Основываясь на этом можно предположить, что совесть это знание о переживаниях, которые сопровождают человека до и после совершенного поступка, действия. Специфика совести - понимание поступка, основываясь на его эмоциональной стороне.

Деятельность разумного проявления совести наступает лишь, когда человек принимает и познает моральные нормы, формирует собственную систему моральных ценностей, до этого говорить о том, что человек может оценить свое поведение и поступки невозможно. В этом и наблюдается связь совести и разума.

Хотя благодаря разуму, человек зачастую может находить всяческие изъяснения и оправдания своему неморальному поведению. Это происходит, когда человек употребляет такие фразы как: «я бы не справился», «это не в моих силах», «мои действии не принесли бы должного результата» и т.д. Человек с помощью разума пытается найти оправдания несовершенству своих поступков.

Именно здесь с самообманом и начинает бороться совесть. Совесть берет верх над разумом и не дает человеку поверить в свои доказательства невиновности, отговорки. Она приходит как укоряющее чувство вины, заставляя говорить себе правду. В таком случае, человек должен либо исправить антиморальное действие, либо жить с постоянным чувством вины и недостаточности[14, с.110 - 115].

Совесть - одно из древних регуляторов поведения людей, иногда ее называют другой стороной долга.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения[13, с.322 - 332].

Совесть - осознание человеком своего личностного долга, ответственности перед обществом в целом, перед другими людьми, которые так же имеют долг и ответственность перед самими собой.

Чувство совести отгораживает человека от неморальных, ненравственных поступков, помогает развитию ответственности и нравственности.

Существует мнение, что совесть - это «второе я» человека, носитель высших ценностей. Приведем еще несколько точек зрения на природу совести:

1. В религии совесть - это голос Бога;

2. Во втором подходе совесть - это:

· Форма стыда;

· Систематизация во внутреннем мире человека мнений значимых для него людей.

В процессе социализации, окультуривания человека и формируется совесть.

· Авторитарная совесть формируется на основе мнения авторитетного для индивида человека, она связана со страхом наказания. Воспитатель может требовать от человека соответствовать неким правилам[15, с.42 - 45].

· Гуманистическая совесть основывается на голосе «второго я», она отвечает за ответственность человека перед самим собой. За его честность с самим собой.

Проявление совести как «мук и угрызения», доказывает, что она эмоциональный феномен. Это негативные упреки человека обращенные к самому себе из за неморальности своего поведения[16, с.153 - 156].

В то же время совесть взывает и к разуму, а не только к эмоциям:

· когда человек осмысляет моральные нормы и принимает их, только тогда проявляются моральные угрызения;

· успокоить советь человек может, лишь подыскивая аргументы, которые оправдывают его поведение;

· убедиться в истинности установок может, только согласовав их с разумом.

Когда контроль со стороны окружающих людей невозможен, роль совести приобретает самое важное значение[15, с.42 - 45].

Нередко в сложных ситуациях оказываются юристы, столкнувшись с коллизиями права, они должны принять ответственное решение[17, с.124 - 130]. И лишь работники с развитым чувством совести и долга, могут самоотверженно исполнить свою миссию, подтвердив этим высокий уровень в своей профессии.

Делись добром ;)